Главная страница »

Альберт Галлатин Макей

Сегодня, 12 марта, мы отмечаем 214-й день рождения Альберта Галлатина Макея, одной из ключевых фигур в истории мирового масонства, и Древнего и Принятого Шотландского Устава, в частности.

Альберт Галлатин Макей
Альбарт Галатин Макей. Рисунок пастелью Тревиса Симпкинса

Доктор Макей во многом является фигурой, незаслуженно обойденной вниманием библиографов, о его жизни в истории остались преимущественно общие сведения. Во многом этим он «обязан» своему тезке Альберту Пайку, чьим предтечей вполне обоснованно можно назвать Макея. Именно он был тем Братом, который возвысил Пайка с 4 до 32 дополнительной степени, а также активно поощрял его интерес к деталям ритуала, приветствуя поправки и дополнения, которые Пайк вносил в Устав. Всемерная поддержка Альберта Макея сильно повлияла на дальнейшие успехи Пайка, а также на больший интерес к Пайку со стороны историков масонства, чем непосредственно к Макею.

Однако нельзя сказать, что вклад Макея в развитие масонства ограничивается влиянием на Пайка. Напротив, он оставил свой след в истории, написав такие фундаментальные труды, как «Масонский Словарь», «Энциклопедия масонства», «Символизм масонства», «Мистическая связь», в общей сложности изданных более 450 раз. И, разумеется, 25 Ландмарок Макея, определяющих отличия масонства от любой другой организации посвятительного или иного рода, опубликованные в его «Принципах масонского права».

Эти Ландмарки, происходящие от «Древних Заповедей», «Конституций Андерсона» 1723 года и регламента Пейна 1720 года не нуждаются в специальном перечислении. Фактически действующие правила и положения, изложенные в Ландмарках, происходят от уложений средневековых оперативных каменщиков. Фактически вопрос соблюдения Ландмарок стал ключевым принципом для определения регулярности любого масонского послушания. Стоит отметить, что несмотря на всеобщее почтение к этому документу, каждая масонская юрисдикция может иметь собственный список Ландмарок, в той или иной степени включающий в себя положения, заданные Макеем.

Как и Пайк, Альберт Макей был южанином, он родился и провел большую часть жизни в Южной Каролине. Его отец Джон был журналистом и педагогом, а также врачом. Юный Альберт во многом пошел по стопам отца, заработав деньги на медицинский колледж преподаванием в школе. Своим вторым именем он был обязан своему полному тезке Альберту Галлатину, бывшему видным политиком демократической партии США в конце 18 века и министром финансов при президентстве Мэдисона. Макей успешно окончил колледж в 1832 году, открыл собственную врачебную практику в Чарльстоне, а также получил пост демонстратора в анатомическом театре своей альма-матер. На этой должности Макей сталкивался с проблемой недоступности материала для работы. Ввиду ограничений на использование трупов для вскрытия он так или иначе мог иметь косвенное отношение к так называемым «воскресителям» — похитителям трупов для научных учреждений.

Альберт Галлатин Макей
Портрет Макея с дарственной надписью и автографом

Он занимался медициной вплоть до 1844 года, после чего сфокусировался на масонской, исследовательской и политической деятельности. Будучи посвященным в масонство в 1841 году в ложе «Св. Андрея» № 10 в Чарльстоне, он возвысился до 33 степени и должностей великого секретаря Великой Ложи Северной Каролины и секретаря Верховного Совета южной юрисдикции США ДПШУ.

Как исследователь-историк Макей специализировался на Средневековье и, разумеется, масонстве. В 1849 году еженедельный журнал «Южное и западное масонское собрание», который поддерживал в течение трех лет, в основном за свой счет. Он освоил греческий, латинский, иврит и основные европейские языки почти без посторонней помощи и часто читал лекции по интеллектуальному и нравственному развитию Средневековья. Впоследствии он обратил свое внимание на исследования каббалистики и Талмуда.

Как и Пайк, Макей был убежденным конфедератом, однако не воевал и по окончанию гражданской войны не подвергался преследованиям со стороны федеральных властей. В 1868 году он стал делегатом и президентом Конституционного съезда Южной Каролины, а также баллотировался в Сенат США, но потерпел поражение от республиканца Фредерика А. Сойера. Через 2 года он переехал в столицу, где занимался научной деятельностью до своей смерти в 1881 году.

Альберт Галлатин Макей
Могила Макея на Гленуодском кладбище в Вашингтоне

Альберт Макей стал тем Братом, который в своих трудах смог собрать воедино и упорядочить огромный пласт знаний о масонстве, а также развеять множество заблуждений, распространяемых явными и невольными противниками Братства, одним из которых является отношение к нему как к догматической секте. В этом контексте важно вспомнить слова Макея, о том, что «масонство, несомненно, является религиозным институтом, его религия является универсальной, с которой согласны все люди… Масонство… не претендует на место среди мировых религий в качестве сектантской системы веры и поклонения в том смысле, в котором мы отличаем христианство от иудаизма или иудаизм от мусульманства. В этом смысле слова мы не говорим и не можем говорить о масонской религии или говорить о человеке, что он не христианин, а масон. Здесь противники масонства заняли ошибочную позицию, смешав идею религиозного института с идеей христианской религии как особой формы поклонения, и предположив, что, поскольку масонство учит религиозной истине, она предлагается в качестве замены христианской истине и христианским обязательствам».