1926-1932 гг.

Преобразованная из ложи «Золотое Руно» новая русская ложа «Юпитер» начала свои регулярные работы 25 января 1927 г. Однако фактически независимое существование ложа начала ещё 29 ноября 1926 г., когда в прежнем «Золотом Руне» был избран новый офицерский состав. Основные посты тогда в ложе заняли: досточтимый мастер – С.Г. Лианозов, 1-й страж – А.В. Давыдов, 2-й страж – Л.А. Ниссалович, оратор – И.А. Кистяковский, казначей – Ю.Ф. Семёнов, дародатель – А.И. Путилов.

Первого досточтимого мастера ложи «Юпитер» С.Г. Лианозова, почти сразу же сменил Александр Васильевич Давыдов, находившийся на этом посту до 1930 г. Кроме вышеперечисленных должностных лиц мастерской и Л. Д. Кандаурова, в списке основателей ложи значатся имена: В. В. Кочубей, М. Н. Сейделер, С. Я. Зильберштейн, П. Н. Тер-Осипов, Н. П. Фёдоров,  С. Б. Гаджинский, М. Я. Имханицкий, Д. П. Кандауров, С. К. Маковский, А. А. Лобанов-Ростовский, С. А. Голенищев-Кутузов, Б. Швецов, В. А. Яковлев. В ложу, как уже было сказано, вошёл и великий оратор Верховного Совета Франции М. Монье.

Ложа сразу же развила кипучую деятельность. В 1927 г. было проведено 14 собраний для посвящений и инструкционных бесед. В масонство в ложе были посвящены: А. И. Щербатский, М. Г. Слиозберг (сын видного масона), И. А. Галамян, А. А. Гефтер, С. Л. Рафалович, Л. Е. Габрилович (Галич), Л. В. фон Гойер, Д. Н. Вердеревский, его сын П. Д. Вердеревский, К. В. Мочульский, И. И. Жарновский, К. П. Ливен, Б. Е. Шацкий, М. В. Добужинский,  К. К. Грюнвальд. и другие. Таким образом, ложа стала объединением преимущественно русской художественной элиты.

В 1927 г. в ложе было прочитано пять докладов, из которых три прозвучали на французском языке:

  • сообщение Мориса Лорана «Есть ли коммунистическая опасность для Франции?»;
  • доклад генерала Бриссо Демайлэ «Гражданская война в Китае, её причины, действия и возможные последствия»;
  • личные воспоминания С. К. Маковского об А.А. Блоке, в которых он обрисовал его облик как поэта, писателя и человека.
  • доклад К. В. Мочульского о «Русской культуре» представлял тщательное исследование и анализ сложной и противоречивой эволюции русского духовного творчества.
  • доклад Л. Е. Габриловича «Христос или Хрестос — заметки о происхождении христианства».

Следующий, 1928 г. был для «Юпитера» также успешным. Ложа значительно усилилась за счёт посвящения в ней писателя Г. В. Адамовича, журналиста и бывшего главного начальника Оренбургского военного округа И. Г. Акулинина, философа и литературоведа Н. М. Бахтина, коммерческого представителя К. П. Гес де Кальве, доктора медицины Б. Н. Беляева, известного инженера-химика М. М. Костевича, лиценциата наук Ю. Ю. Цветковского, литературного критика С. В. Яблоновского (Потресова).

Она провела 14 собраний, на 6 из которых были заслушаны доклады:

  • Д. Н. Вердеревский говорил о «Конструктивном (творческом) периоде русского флота после русско-японской войны»;
  • Б. Е. Шацкого «О федеративном государстве» был кратким, но обстоятельным обзором современных федеративных государств: США, Англии, Германии и Швейцарии;
  • Оратора ложи Л. В. Фон Гойера «О некоторых философских дедукциях в связи с теорией относительности Эйнштейна» (на французском языке);
  • Участник армии генерала Юденича, член ложи «Астрея» Н. М. Неклюдов поделился своими личными воспоминаниями в докладе «События на Красной Горке и образование Северо-Западной армии генерала Юденича»;
  • М. Я. Имханицкого «Восстание земли — искание в ночи»;
  • С. Л. Рафаловича «Неулыбчивый поэт (на водоразделе современной русской поэзии)». Об истории русской поэзии, где особое место было отведено поэту В. Ф. Ходасевичу.

В 1929 г. активность ложи продолжала благоприятно развиваться под руководством А. В. Давыдова и Л. В. Гойера. В этот год были зачитаны работы:

  • Н. М. Бахтин говорил на французском языке об элевсинских мистериях, столь тесно связанных с символикой и традицией масонства;
  • Доклад Н. Л. Голеевского касался сущности самого масонства: «Идеалы нашего ордена и новое (наше) время»;
  • С. К. Маковский сделал доклад о «Метафизике русской культуры»;
  • Л. Е. Габрилович говорил об «Античных религиях и религиях Востока», противопоставив религии тела — религиям духа;

Оратор ложи Л. В. фон Гойер в своём годовом отчёте так отозвался обо всех этих докладах: «Насколько доклады об Элевзине и об античных культах Востока перенесли нас в эпоху героических народов, чьи глаза лицезрели истинную красоту, чьи сердца верили и чей разум бесстрашно искал Истину, настолько доклады Маковского и Голеевского заставили нас склониться над кровоточащими ранами нашей эпохи, причину коих мы, по мере сил, стремимся раскрыть, чтобы найти методы выздоровления. Тем не менее, из этой антиномии мы вынесли некий синтез, что побуждает нас искать в тайниках нашей души основания для лучшего будущего. Разносторонность тем сообщений не мешала единству в плане свободного искания Истины, что является целью нашего Ордена. В нашем братстве Любви и Труда все работы членов Лож освещены светом Пламенеющей Звезды, сияющей на нашем небе».

В 1930 г. собрания Юпитера были столь же многочисленны и богаты конструктивной работой. В число членов ложи вошли: Н. Н. Евреинов, З. П. Бирчанский, И. Н. Голенищев-Кутузов, А. М. Грушко, Ю. К. Терапиано (регуляризировавшийся мартинист), С. В. Тухолка и другие; к ложе присоединился И. А. Кривошеин.

Из докладов, прочтённых в этом году в ложе, следует отметить следующие:

  • К. В. Мочульский «Розанов — русский философ и писатель»;
  • Л. В. Фон Гойер «Онтологический экскурс в проблему бытия»;
  • Н. М. Бахтин «Новое представление о личности»;
  • Л. Е. Габрилович «Энтеизм — Бого-человеческие течения в античных религиях»;

В своём годовом отчете моральном о работах ложи Л. В. фон Гойер подчеркнул масонский характер всех работ и обмена мнениями по поводу докладов. Эти работы отличаются от «профанских» лекций, докладов, речей отсутствием всякой полемики и нетерпимости. Для посвящённого всё, что воспринимается чувствами и интеллектом, все явления религиозного, научного, художественного и политического характера суть лишь символы Живого и Вечного Логоса. «С взором, устремленным в сторону нашей страдающей Родины, мы готовы, как один человек, встать, когда пробьет час истории».

В 1931 г. досточтимого мастера А. В. Давыдова сменил Дмитрий Николаевич Вердеревский, который возглавлял ложу «Юпитер» по 1934 г. Были приняты новые члены, и число братьев достигло 65. Агапа в конце года была организована В. Ф. Сафоновым. На ней присутствовало свыше 60 братьев, и В. Ф. Сафонов в первый раз показал свою замечательную организационную способность и вкус. Ему же принадлежала и идея знамени ложи Юпитер, рисунок для которого был сделан М. В. Добужинским. Доклады касались скорее тем актуальных:

  • А. П. Марков говорил «О пятилетке в советской России» и подытожил результаты аграрной реформы. Он высказал надежду, что насильственная коллективизация вызовет поголовное восстание крестьян.
  • Б. Е. Шацкий сделал доклад по вопросу, особенно актуальному в ту эпоху: «Лига Наций и Советский Союз».
  • Г. В. Адамович выступил на тему «Человек в советской литературе». Русская душа, потребность в свободе, несмотря на полное отрицание таковой вообще марксизмом-ленинизмом, несмотря на подчинённую роль советской литературы, все же может время от времени проявляться.  
  • В.Ф. Сафонов вскоре после своего посвящения написал работу «Об обязанностях и поведении Вольного Каменщика». Она была настолько безупречна и подробна, что была отпечатана и затем вручалась каждому посвящаемому для изучения.

Оратор ложи Л. В. фон Гойер закончил свой годовой отчёт фразой, которая в свете докладов этого года приобретает особое значение: «Мы, масоны, считаем своим священным и непререкаемым правом принять или отвергнуть все, что доходит до нас из внешнего мира. Вердикт нашей совести — единственный критерий. Мы не можем сочувствовать развивающемуся в мире движению в сторону преувеличенной коллективизации, в которой человек станет бесконечно малой каплей в океане множественности, лишь одним из винтов чудовищной машины, которая работает на порабощение человека. Мы изучаем нашу родину, потому что именно там установилась эта диктаториальная система. Непростительной ошибкой было мнение Запада, что коммунизм возможен лишь в России и что другие страны от него имунны. Теперь этот легкомысленный взгляд начинает уступать страху перед этой гигантской твердыней атеистического тоталитаризма. Мы, масоны, должны быть в первых рядах той силы, которая преградит дорогу красной опасности».

В 1932 г. ложа была в особенности активной. Она собиралась 18 раз, 10 собраний были для посвящений и инструкций по ритуалу, остальные для докладов и их обсуждения.

Были посвящены в ложе: Я. И. Гольдберг, студент-биолог Г. А. Гусев, египтолог А. Н. Пьянков, византинист Б. Н. Ермолов и ещё несколько человек. В ложу был аффилирован адвокат М. М. Филоненко, что было частью сложного плана по смещению Д. Н. Вердеревского (якобы из-за «финансовых» беспорядков) с поста досточтимого мастера ложи «Юпитер», который, однако, продолжал руководить ложей до конца 1933 г.

Однако, разработка новой концепции работ «Юпитера» была необходима и обосновывалась ещё и в тем, что ложа потеряла много своих членов. В 1932–1933 гг. «Юпитер» покинули более 20 вольных каменщиков. Главной причиной выхода были не идейные разногласия, а сравнительное обеднение эмиграции. Многие не могли платить взносы одновременно в две ложи и ограничились пребыванием в ложе-матери, другие не могли вообще платить котизации (следовало выделять деньги и в Великую Ложу Франции, и в Совет Объединения, и на содержание русского масонского дома), третьи покинули Париж и даже Францию. В этих условиях ложа сделала ставку на использование знаний своих молодых членов, например:  

  • А. Н. Пьянков прочёл доклад о «Творении мира в представлении древних египтян»;
  • Б. Е. Шацким была поднята китайская проблема в докладе «Азиатская проблема и опасность пропаганды крайних идей». Докладчик, который жил долгое время в Азии, отметил, что низкий уровень азиатских народов делает их легко восприимчивыми к зажигательным лозунгам — таким, как национальное пробуждение, захват власти силой, социальное равенство и т. д. Однако не народные массы пожинают плоды революции, а кучка захватчиков власти, развязывающих террор и обрекающих народ на новое, ещё большее рабство.
  • Н. Н. Евреинов с обычным ему вдохновением прочёл доклад о «Рождении греческой трагедии» и её связи с глубоким символическим ритуалом Библии — так называемым «козлом отпущения Азазелем». Его доклад привлёк многочисленных посетителей из других лож и вызвал глубокий интерес. На другом собрании Н. Н. Евреинов предварил беседу в ложе «О символе» своим одноимённым вступительным словом, в котором не только раскрыл роль символики в масонстве и жизни, но и провёл анализ и подчеркнул разницу между аллегорией, знаком, эмблемой и символом Этот доклад в переводе на французский язык был даже опубликован в Bulletin de la Grande Loge. (1934. № 14).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10