Летопись Ложи

1933-1940 гг.

В 1933 г. ложа «Юпитер» пополнилась восемью новыми членами, в их числе были: доктор медицины А. Ф. Блюменталь, инженер Г. Г. Лециус, журналист В. А. Азов (Ашкинази), служащий Д. С. Хвостов (впоследствии священник), инженер И. М. Ладо-Бордовский и промышленник, глава фонда Т. Уиттимора Д. Н. Ермолов, родной брат другого члена «Юпитера».

Ложа в этот год собиралась 17 раз, 10 собраний были посвящены докладам и их обсуждению. Они в этом году касались скорее проблем эпохи — падения интересов к духовным вопросам, потери социального и духовного равновесия. Ложа «Юпитер» ставила себе трагический вопрос: что может сделать незначительная кучка братьев, маленький островок среди бушующего океана человеческих страстей? Ответ был полон оптимизма — даже ничтожное количественно, масонство, неразрывно связанное с великой традицией прошлого, должно продолжать свою просветительную работу на пользу всего человечества. Поэтому и С. К. Маковский в своей речи-докладе «Великие задания», намечая вехи предстоящих работ «Юпитера», говорил о необходимости защиты «великих заданий, возложенных историей на наш Орден».

Из докладов этого года выделялись:

  • П. А. Бурышкин (член ложи «Астрея») выступил на тему «Великая ложа «Астрея», основанная в Петербурге в 1815 г., по неизданным документам. (К истории русского масонства александровского времени)», в котором рассказал, о её взаимоотношениях этой мастерской с другими русскими ложами той эпохи и о причинах запрещения масонства Александром I в 1822 году;
  • А. Н. Пьянков говорил о роли Озириса в египетской религии, привлекая данные сравнительной истории религий;
  • Б. Н. Ермолов прочёл доклад «История и символический аспект 2-й степени» («Несколько мыслей об историческом и философском смысле 2-го градуса»).

В 1934 г. Д. Н. Вердеревского на посту досточтимого мастера ложи «Юпитер» сменил Мстислав Николаевич Сейделер. Насколько «адмирал» властно управлял ложей, как в прошлом командовал на флоте, настолько новый руководитель мастерской покорял всех мягкой настойчивостью. Д. Н. Вердеревский был выбран оратором и на этом посту продолжал оказывать огромное влияние на ложу. Секретарём в 1934 г. ложи стал Д. Л. Вельяшев.

Ряд братьев подал в этом году в отставку: И. А. Кистяковский, Б. Швецов, А. Зильберштейн, В. Ф. Сафонов, С. Я. Зильберштейн. Последние два ушли как члены-основатели новых лож: «Лотос» и «Компаньон Ардан». Был радиирован Ю. Б. Бек-Софиев, а 30 апреля 1934 г. за антимасонскую деятельность из Ордена был исключён редактор газеты «Возрождение» Ю. Ф. Семёнов. В то же время были посвящены журналист и генерал П. П. Дьяконов (он уже являлся в это время агентом советской внешней разведки), инженер И. М. Топер, шофер Б. Л. Покровский и юрист М. С. Яковлев. Почётным членом ложи был провозглашён А. В. Давыдов.

Члены ложи «Юпитер» активно взаимно посещали заседания лож «Свободная Россия» и «Северная Звезда» союза ВВФ. С большим интересом некоторые братья «Юпитера» принимали участие в работах ложи «Северные братья», организованных М. А. Осоргиным.

В этот период можно отметить доклады:

  • В. А. Азов (Ашкинази)  «“Волшебная флейта” Моцарта (эпизод из малой истории масонства)»;
  • Д. Н. Вердеревский «Основы работы масонской ложи и современность».

В 1935 г. ряды ложи Юпитер, по тем же причинам, что и раньше, продолжали редеть, её покинули И. Г. Акулинин, С. К. Маковский, И. М. Ладо-Бардовский, Б. Н. Беляев, В. А. Азов и другие (всего 13 человек). Сосредоточились на работе в своих старых ложах И. А. Кривошеин и М. М. Филоненко. Но было в ложе и несколько посвящений, возвратились в Юпитер некоторое время не принимавшие участия в его работах М. Г. Слиозберг и Н. С. Кожин.

В условиях уменьшения численности ложи было уделено особое внимание работе с учениками. Изучению 1-й степени было посвящено пять собраний, в которых участвовали специально назначенные ученики.

На совместном заседании лож «Юпитер» и «Астрея» Л. Д. Кандауров выступил с докладом на тему «Магические элементы в ритуальных посвящениях символического масонства». В последние годы Л. Д. Кандауров сильно увлекался оккультизмом и не раз удивлял братьев-посетителей своими «экспериментами». Он собирался сделать такой же доклад о 3-м градусе, но смерть помешала ему исполнить это желание.

На совместном заседании «Юпитера» с ложами «Северное Сияние» и «Лотос» Б. Н. Ермолов в докладе «Церковь Св. Софии Константинопольской, её история и роль в религиозной и культурной жизни христианского Востока» рассказал о работах по расчистке и реставрации мозаик храма и о его значении для православия. В. Ф. Кривуц  в докладе «Леонардо да Винчи как всемирный гений и его работы» говорил о личности и творчестве выдающегося художника.

В 1936 г. ложа собиралась 18 раз: было четыре посвящения, одиннадцать докладов и одно инструкционное собрание. Еще 7 братьев выбыло из ложи, среди них: Л. А. Ниссалович, А. И. Щербатский, П. Д. Вердеревский, В. Ф. Кривуц, Д. Ю. Кобяков. Обратно вернулись в Юпитер И. Н. Голенищев-Кутузов и А. Е. Андрус, в числе посвященных был архитектор Н. А. Суворов.

О докладах в этот год:

  • Цикл докладов был открыт Д. Л. Вельяшевым, который говорил о «Религиозной жизни современной Абиссинии». В основу сообщения была положена его французская книга «Абиссиния и ее судьба»;
  • Продолжил эту тему Б. Н. Ермолов, который рассказал об абиссинской церкви и её связи с палеохристианством. Другой доклад Б. Н. Ермолова был озаглавлен «Новооткрытые мозаики в Св. Софии Константинопольской и первые результаты археологических раскопок вблизи её». Докладчик особо остановился на символике знаменитого храма и на роли света и положения солнца в его архитектуре;
  • И. М. Топер выступил с докладом «Магия чисел»;
  • П. П. Дьяконов прочёл доклад «Дальневосточная проблематика. Современное стратегическое положение на Дальнем Востоке». Он так же выступил с сообщением «Красная армия. Об организации последней». Как генерал русского Генерального штаба, докладчик с большой компетентностью раскрыл обе темы (следует отметить, что по заданию советских спецслужб П.П. Дьяконов, бывший военный атташе в Лондоне, сотрудничал и с французской разведкой для ослабления германского влияния на Францию);
  • Я. Б. Рабинович, избранный на место оратора, прочёл сообщение о положении апатридов, т. е. об эмигрантах, которые не приняли никакого подданства;
  • П. А. Бурышкин сделал на объединённом собрании лож «Астрея» и «Юпитер» доклад о взаимоотношениях между русскими ложами XVIII–XIX вв. и православной церковью; он пришёл к заключению, что эти взаимоотношения были в целом благожелательны;
  • Д. Л. Вельяшев осведомил ложу о работах очередного конвента, на котором он присутствовал как депутат «Юпитера»;
  • А. Н. Пьянков изложил сущность арабских тайных обществ X в. при Фатимидах и провел параллель между их структурой, ритуалом, иерархией и масонским Шотландским Уставом.
  • Д. Н. Вердеревский сделал доклад «О свободе», который вызвал исключительный интерес. После всестороннего анализа понятия «свобода» как явления общественного и духовного, он определил её в качестве основы бытия и, вместе с тем, как конечную цель совместной жизни людей.

В 1937 г. досточтимым мастером ложи был выбран Борис Николаевич Ермолов, который и оставался на этом посту до закрытия лож во время войны. Первым стражем мастерской стал П.П. Дьяконов, который вскоре уехал в Барселону как военный корреспондент в правительственной армии Испании, а затем перешёл во французскую ложу. Инспектором ложи от Федерального Совета был назначен Гюстав Луи Тутен — большой друг русских.

Заслушивались сообщения:

  • Д. Н. Вердеревский сделал доклад «О Родине», который подчеркнул разницу в восприятии понятия «Родина» в эмиграции с восприятием его теми, кто остался на национальной территории. Оторванный от родной земли, эмигрант, если он увлечён духовной работой, легче может отрешиться от узкого патриотизма и смотреть на вещи с наднациональной точки зрения. Универсализм масонства не противоречит естественному патриотизму, если последний не исключает понятия справедливости в общечеловеческом плане.
  • Д. Н. Ермолов выступил с докладом о «Новой советской конституции». Докладчик объективно проанализировал эволюцию органических законов в советской России и методы приспособления марксистской доктрины к требованиям советского государства.
  • А. Н. Пьянков дважды выступал с сообщениями «Мусульманская мистика» и «Представление о загробном мире древних египтян».
  • А. А. Гефтер прочёл доклад «Свобода и достоинство человеческой личности».
  • Н.А. Суворов выступил с докладом «Символизм в русской ложе (опыт исследования)».

В 1938 г. в ложу посвящены были Г. Г. Шклявер, лектор Сорбонны по международному праву и бывший сотрудник Рериха, и А. П. Максимович. Из ложи вышел В. А. Яковлев, уехавший на службу в Марокко. Из неё были радиированы И. Н. Голенищев-Кутузов и Я. И. Гольдберг.

В этот год были примечательны доклады:

  • Д. Н. Вердеревского «О личности» и «Право собственности в новом обществе».
  • А. А. Гефтера  «Вооружение и пацифизм».
  • Д. Н. Ермолов несколько раз выступал на тему «Русская интеллигенция и её роль в революции». Чисто русское понятие «интеллигенция», говорил докладчик, не находит себе идентичного выражения в европейских языках. Это был образованный класс русского общества — те, кто мог мыслить, иметь понятие о социальном строе, был свободен в своих желаниях и способен не только рассуждать о литературе и искусстве, но и творить как в той, так и в другой области. Масонская идеология: моральное совершенствование, материальный прогресс, личная свобода, терпимость — была всегда близка интеллигенции.
  • Важным для ложи, да и для всех русских масонов, было сообщение Д. Н. Вердеревского о конвенте Великой Ложи Франции, где обсуждался вопрос об объединении с регулярным англо-саксонским масонством.

В 1939 г. три старых и заслуженных брата ушли «на Восток Вечный»: в феврале — В. Ф. Сафонов, незадолго до этого избранный 1-м стражем, в апреле — Л. В. Гойер, в ноябре — М. Н. Сейделер. Все русские ложи и Федеральный Совет ВЛФ помянули должным образом этих выдающихся русских масонов.

В этом году звучали доклады:

  • С. Б. Гелелович выступил с сообщением «О философских концепциях в биологии. (Человек при свете современной био-философии)»;
  • А. А. Гефтер и Г. Г. Шклявер выступили на тему «Личность и общество»;  
  • Д. Н. Вердеревский поделился с членами ложи своими мыслями о «Современном положении мира», детально обрисовав всю сложность политической обстановки и опасность нацизма. Другой его доклад носил название «Проблемы личности в современном обществе».
  • А. А. Гефтер выступил с докладом «Один против мира. (Личность и общество)».

На последнем собранием в «Юпитере» (до закрытия лож во время войны) 3 марта 1940 г. Д. Н. Вердеревский сделал локлад «Попытка осознания истоков современного положения», которое было чрезвычайно актуально. Докладчик предвидел неминуемость катастрофы. Её причины он видел в отрыве гуманитарного интеллектуализма не только от церкви, но и от духовного начала. Разум был сочтён достаточным орудием познания Истины. Достижения позитивной науки в области познания природы и материального прогресса привели к раздробленности общества с противоположными интересами и классов, и индивидуумов, и наций. Борьба приняла характер и классовый, и национальный. Гитлеризм есть продукт этого духовного регресса. Д. Н. Вердеревский сравнил Гитлера с Лютером — оба своей харизмой и динамизмом, грубостью и жестокостью заставили германский народ идти на поводу у фанатиков. Докладчик предсказал, что если Гитлер решится на войну, его конец неизбежен, как и неисчислимые бедствия немецкого народа. Насилие вызывает насилие, и союз свободных стран сокрушит немецкого диктатора.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10