1945-1965 гг.

Как уже отмечалось, первое торжественное собрание «Юпитера» состоялось 10 марта 1945 г. Досточтимый мастер ложи Б. Н. Ермолов, занимавший этот пост с 1938 г., возглавил специальную проверочную комиссию из семи старших братьев, которая изучала поведение членов ложи во время войны, чтобы не допустить проникновения в масонство лиц, сотрудничавших с фашистами. Комиссия относилась к своей обязанности с тщательностью, но и с братской терпимостью.

Работы ложи были открыты Б. Н. Ермоловым, который говорил об окончании тяжелого испытания для всего человечества и выразил радость по поводу освобождения Франции и возвращения вольных каменщиков к их труду, который, стал более чем когда-либо необходим. Приветствовав мировое масонство, досточтимый мастер высказал предположение, что человечество вступило в новую созидательную эру всеобщего мира и духовной свободы. «Урок, только что полученный человечеством, даст ли должные плоды в области духовного прогресса? События грядущих лет это нам раскроют», — закончил Б. Н. Ермолов.

Д. Н. Вердеревский выразил надежду на просветление коллективного сознания человечества и указал на огромную важность в метафизическом плане провала попытки всемирной гегемонии, основанной на насилии, расовой ненависти, злобе и стремлении к порабощению слабых.

В начале 1940 г. в списках «Юпитера» числилось 29 братьев. К концу войны трое из них (М. Я. Имханицкий, А. В. Давыдов и М. В. Добужинский) находились в Америке, в германских концентрационных лагерях погибли И. М. Топер, В. Я. Поляков; о пятерых братьях — Д. С. Хвостове, М. М. Жоссеме, А. М. Варшавском, Л.В. Полякове и А. П. Максимовиче — членам ложи не было ничего известно. В первый список членов возрожденной ложи вошли только 19 братьев.

«Юпитер» лишился своих архивов, всех ритуалов и масонских знаков, расхищенных на улице Иветт. Однако главный архив мастерской, оставленный на попечение Б. Н. Ермолова в библиотеке Византийского Института, целиком сохранился, равно как и знамя ложи работы М. В. Добужинского. Изучение работы, проделанной ложей в 1945 г., показывает, что «Юпитер» быстро преодолел пятилетнюю дезорганизацию своей деятельности.

Среди докладов надо отметить:

  • Сообщение А. А. Гефтера «Один против мира», содержавшее анализ психологии вождей человеческих масс;
  • Н. Н. Евреинов в докладе на тему «О любви к человечеству» поставил вопрос о том, можно ли вообще любить «человечество» и что означает это туманное понятие?
  • В соответствии с предложением конвента ВЛФ членом ложи «Юпитер» Г. Г. Шклявером была подготовлена декларация по вопросу о международной системе безопасности «Объединенные Нации в организации мира», в котором он ознакомил ложу с перспективами грядущего мирного сосуществования народов, которому призвана служить Организация Объединенных Наций, заменившая разрушенную войной Лигу Наций.
  • Доклад С. Б. Гелеловича «Познание человеческой личности»;
  • Доклад Я. Б. Рабиновича «О конвенте 1945 г.»;
  • Доклад Д. Н. Вердеревского «Проблема масонства в настоящее время.» и «Основы работы масонской ложи и современность».

Число членов «Юпитера» увеличивалось. Возобновил членство в ложе А. П. Максимович; были посвящены в масонство византинист А. А. Фролов, историк, археолог и библиотекарь Е. П. Белен-де-Балю, коммерсанты М. А. Шакай и А. Козлов.

В 1946 г. в ложе прошёл посвящение — художник Н. П. Агапов; присоединился к мастерской писатель Р. Б. Гуль. Но в то же время становилось ясным, что рассчитывать на довоенный прилив в масонство нельзя. Эмиграция постарела, устала, утратила былой оптимизм. Отход молодого поколения от русского политического и культурного сознания был все более заметен.

Административная комиссия ложи постановила, что работы ложи будут строиться по двум параллельным, взаимно дополняющим друг друга линиям: эзотерической, посвятительной, свойственной масонству Шотландского Устава, и социально-философской, гуманитарной, охватывающей вопросы русского прошлого, настоящего и будущего. Стремлением братьев должно быть — всячески избегать постепенного превращения ложи в сектантскую, псевдомистическую группу оккультно-туманного характера или в политический клуб, где непременно возникают расхождения и неприязнь.

В темах докладов и сообщений 1946 г. естественно чувствовалась всеобщая послевоенная тревога за дальнейшие судьбы человечества:

  • С. Б. Гелелович выступил на тему «Война и человеческая совесть»;
  • Б. Н. Ермолов подошел к той же проблеме с точки зрения христианства и его доктрины в докладе «Война и долг христианина» («Проблема войны в христианском учении»);
  • Д. Н. Вердеревского вернулся к теме «Символизм как метод посвятительной работы».
  • И. А. Кривошеин сделал сообщение «Годы оккупации», в котором он изложил свои мысли о гитлеризме и рассказал о пережитых им в концентрационных лагерях тяжелых физических и моральных испытаниях. Многие русские масоны были свидетелями его возвращения из германских застенков — физически в виде «живого трупа», но сохранившим масонские выдержку и спокойствие.

19 декабря 1946 г. в ложе состоялось торжественное юбилейное собрание. На заседании с «Исторической справкой о работах достопочтенной ложи Юпитер за 20 лет» выступил С. Г. Лианозов, затем наместные мастера Д. Н. Вердеревский и Б. Н. Ермолов произнесли краткие речи, а А. А. Гефтер выступил с докладом «Символика Юпитера». Делегации всех русских мастерских приветствовали ложу и выразили свою высокую оценку ее работы. Следует отметить, что на этом же заседании присутствовали великий мастер ВЛФ М. Дюмениль де Грамон и члены Федерального Совета.

В 1947 г. досточтимым мастером «Юпитера» стал Д. Н. Ермолов, который возглавил ложу на 10-летний срок.

Работы ложи были сосредоточены вокруг центральной проблемы эпохи: взаимоотношений человеческой личности и коллектива, их контактов и условий их сотрудничества:

  • Д. Н. Ермолов выступил с докладами «Взаимоотношение личности и коллектива. (Аспект этики войны в христианском учении)», «К вопросу о личности»  и «Посвятительные традиции в тайных обществах древности и нашего времени»;
  • На аналогичную тему в первой половине 1946 г. говорил и Д. Н. Вердеревский: «Человек становится личностью, лишь, когда он ощущает свое собственное “Я”, отличное от других людей, в процессе постоянного становления и духовного творчества». Этот доклад Д. Н. Вердеревского явился его завещанием как масона и эзотерика, одного  из идейных лидеров русского масонства, возглавившего с 1946 г. высшие градусы русского масонства.

9 октября 1947 г. состоялось многолюдное траурное собрание памяти Д. Н. Вердеревского. «Русское масонство, — сказал С. Г. Лианозов, — лишилось общепризнанного вождя, отдавшего ему всю полноту своей высокоодаренной натуры», а Д. Н. Ермолов в своем «скорбном слове» так очертил личность покойного: «Брат Дмитрий Николаевич горячо верил в близость морального и духовного оздоровления человечества и видел к тому единственный путь в идеях, проповедуемых масонством в области личной, общественной и социально-политической жизни. Прогресс для него был равнозначен процессу развития в человечестве сознания и воплощения правды и справедливости в стремлении к недоступной истине».

В течение года в ложу вступили два брата-ученика (философ и журналист П. С. Боранецкий и декоратор А. Ф. Пилипенко), возвратился в ее ряды А. Г. Сегаль, вышли в отставку из ложи Р. Б. Гуль и А. А. Фролов. Всего в ложе стало 20 мастеров, 6 подмастерьев и 2 ученика.

В течение 1948 г. внутренняя жизнь русских мастерских постепенно оздоровилась и вступила в конструктивный период. Многие собрания проводились совместно с другими ложами, в том числе французскими:

  • На совместном заседании лож «Юпитер», «Северное Сияние» и «Гамаюн» Б. Н. Ермолов сделал большой доклад на французском языке «Свобода человека в доктрине восточных Отцов Церкви», привлекший внимание тогдашних руководителей ВЛФ — великого оратора и будущего великого мастера Антонио Коэна, членов Федерального Совета Ивана Сэрфа и Монкарже.  
  • На заседании лож «Юпитер», «Гермес», «Гамаюн» и «Лотос» с энтузиазмом поэта и художника А. А. Гефтер в докладе «Поэзия символов» развил идею о связи красоты и гармонии с тайнами мироздания.
  • На совместном заседании лож «Северное Сияние», «Юпитер», «Лотос», «Гамаюн» и «Гермес» Г. Г. Шклявер выступил с докладом «Человек в международном общении. (Новое в международном праве)».
  • На заседании лож «Юпитер», «Гамаюн», «Лотос» и «Северное Сияние» выступил С. Б. Гелелович с докладом на тему «Личность и общество» с резкой критикой либерального строя и сочувственной оценкой социализма, который, якобы, благоприятствует расцвету и развитию личности: «В либеральном обществе человек утрачивает основные черты личности и превращается в “индивида”. Либерализм определяет свободу как право, то есть как эпифеномен по отношению к человеческой личности. Но даже столь хваленая политическая свобода, выражающаяся в якобы свободном волеизъявлении и самоопределении народа, всегда превращается в либеральном строе в иллюзию». «Масонская мысль должна всегда идти впереди событий и профанской мысли: она должна освободиться от шор, которые мешают видеть зорко кругом, она должна уметь преодолеть антитезу, предвидеть синтез и стремиться к нему. Иначе мы, масоны, не можем играть роль путеводного маяка и способствовать увеличению гармонии в этом мире». Доклад вызвал бурную дискуссию и мнения разделились. Для более подробного обмена мнениями было назначено даже особое заседание лож «Юпитер» и «Гамаюн», потому, что доклад явился как бы водораздельной линией между двумя тенденциями, до этого остававшимися не выявленными: просоветской, с разными нюансами, и определенно антисоветской, переходящей во враждебность ко всем формам социализма. С. Б. Гелелович, отвечая на возражения, заявил, что принципиальные несогласия его с большинством членов ложи заставляют его отказаться от должности оратора.

В августе 1949 г. после тяжелой болезни отошёл на «Восток Вечный» выдающийся лидер русского масонства С. Г. Лианозов. Незадолго до этого он был провозглашен почетным членом «Юпитера», и оратор ложи, Я. Б. Рабинович, в своей приветственной речи назвал его «братом-миротворцем» за его работу в русских ложах. Масонская работа С. Г. Лианозова была многообразна. Он всегда относился к ней с юношеским энтузиазмом, с искренними благородными порывами к любви и уважению к человеку, к терпимости, к братскому участию в чужих радостях и горестях. На посту председателя Объединения русских мастерских главной заботой его было сплочение русских масонов в одну дружную семью. Он пытался прийти на помощь нуждающимся братьям всех лож и основал для этого кассу взаимопомощи. Во время своей смертельной болезни он со спокойным чувством смирения склонился перед неизбежным и проявил истинно масонскую твердость духа.

В этот год:

  • На совместном заседании «Юпитера» с «Северное Сияние», «Гермес» и «Гамаюн» А. А. Гефтер выступил с докладом «Символ и чудо», в котором он провёл параллель между символом, чудом и магией и отметил, что символ помогает прозреть тайну, из которой для великих посвященных рождается чудо, осуществляемое силами вне человека.
  • В ходе подготовки к очередному масонскому конвенту ложа подвергла подробному анализу «Всеобщую декларацию прав человека», принятую в 1949 г. Генеральной ассамблеей ООН. Члены Юпитера признали соответствие текстов этой декларации принципам Древнего и Принятого Шотландского Устава, но подчеркнули всю сложность ее реализации, так как в сознание масс абстрактные принципы не внедряются увещеваниями.
  • Перед летним перерывом в заседаниях Д. Н. Ермолов поделился с братьями своими впечатлениями о книге Н. А. Бердяева «Русская идея».

1950 г. прошёл для «Юпитера» в спокойной работе. Ложа усилилась посвящением бывшего гвардейского офицера В. Н. Матвеева и возвращением в ее ряды Г. В. Адамовича, А. Е. Андруса и А. Г. Смуляра.

  • А. Г. Смуляр в своем докладе на тему «Восток и Запад: символы и реалии» признал, что говорить о радикальных различиях между Востоком и Западом в текущем ходе жизни общественной, государственной, повседневной, о якобы несовместимых мировоззрениях есть в наши дни ошибка, основанная на большой неосведомленности Запада о культурном росте Востока.
  • Оратор ложи Я. Б. Рабинович в докладе о «Преступлении перед человечеством и геноциде (массовом истреблении) в свете современного нравственного и правового сознания» ознакомил ложу с юридической конструкцией этих новых международных норм и морально-этического их обоснования. Опираясь на свой опыт участия в Нюрнбергском процессе в качестве эксперта по международному праву, Я. Б. Рабинович нарисовал отчетливую картину реакции правосознания культурного человечества на преступления германского национал-социализма.
  • Б. П. Гепнер выступил с темой «Доктрина параклетического христианства Августа Чешковского — польского мыслителя и философа середины ХIХ столетия».

В мае, было проведено закрытое собрание лож «Юпитер» и «La Loi d’Аction» для заслушания сообщения на французском языке «профана» К. С. Вильчковского — писателя и литературного критика, известного в иезуитских кругах как специалиста по проблемам советской действительности, на тему «Влияние доктринальных вариаций коммунистической партии на организацию политического воспитания советской молодежи» («Миф и реальность. Заметки о некоторых проблемах советской действительности»).

В 1951 г. ложа «Юпитер», как и другие русские ложи в Париже, основное внимание уделяла рассмотрению двух вопросов: о роли человеческой личности в обществе и об утрате в среде молодежи духовных основ.

Программным стал доклад Г. В. Адамовича «Защита личности в ходе истории», прочитанный на совместном заседании лож «Юпитер», «Астрея», «Гермес» и «Гамаюн».

Если при обсуждении проблемы личности русские масоны делали оптимистические выводы и могли теоретически обосновать временный характер отхода масс от основ духовности, то при изучении вопроса о привлечении в масонство молодежи в выступлениях русских вольных каменщиков были слышны тревожные ноты. Стремление нового поколения русской эмиграции интегрироваться во французское общество, как правило, сопровождалось разрывом с русскими духовными традициями, что затрудняло привлечение молодых людей — русских по происхождению — в ложи, работавшие на русском языке.

В 1952 г. в ложе состояло 34 брата. Её личный состав обогатился, прежде всего, благодаря переходу из ложи «Астрея» В. В. Вырубова. В феврале в работе ложи «Юпитер» принял  участие председатель Интернациональной лиги масонов Дрейфус, который в обширной информационной беседе ознакомил многочисленных братьев с принципами, целями и деятельностью этой международной масонской организации.

С докладами выступали:

  • Г. В. Адамович на совместном собрании лож «Юпитер» и «Гермес» говорил  «О русской душе» — существует ли она, каково содержание этой формулы, ее правда и неправда, а так же на собрании ложи «Юпитер» он выступил с докладом, подготовленным для конвента Великой Ложи Франции, и касающегося вопроса о «Мире и войне в русском сознании».
  • Е. П. Белен-де-Балю (на французском языке) «Несколько феноменов синкретизма греко-скифской религии».
  • Б. П. Гепнер на тему: «Карл Маркс, Россия и Европа. (Неизвестные аспекты Маркса)».
  • Г. В. Адамович 30 марта 1953 г. был В этом году по принципиальным соображениям вышел в отставку С. Б. Гелелович, по причине того, что работа ложи якобы уклонилась в сторону негативного понятия — антисоветизма, проводимого руководящей группой русского масонства, за которыми пошла и ложа «Юпитер».

В 1954 г. начался период спокойной работы ложи «Юпитер», развившей свое сотрудничество с другими русскими мастерскими, в особенности с ложей «Лотос», в которую также вступили некоторые члены «Юпитера». После посвящения в масонство коммерсанта Н. В. Ионова и композитора, писателя, будущего служащего Военного министерства И. Г. Тиньоля, а также неожиданной кончины М. Самельсона ложа состояла из 36 человек.

  • Г. В. Адамович изложил на совместном заседании лож «Юпитер» и «Гермес» свои мысли о современной эпохе и ее задачах в сообщении под заглавием «Тупик или путь к будущему».
  • Проводились инструкционные работы ложи во всех трех градусах по инициативе М. А. Шакая, сделавшего обстоятельные комментарии к ритуальным обрядам Шотландского Устава, а Б. Н. Ермолов дал свою оценку нового текста французского ритуала 2-й степени, подвергнув его критике и отдав предпочтение старому и русскому ритуалам.
  • Б. Н. Ермолов прочитал на французском языке на объединенном собрании четырех лож сообщение на тему: «Греко-византийское влияние в эпоху Возрождения. (Византия и Возрождение)».

Свои работы 1955 г. ложа Юпитер начала большим инструкционным собранием, на котором подверглись подробному обзору и пояснению обязанности масона-ученика: молчание, оставление металлов, терпимость, масонская тайна и пр.

  • Видный математик и статистик, М. П. Кивелиович (ложа «Северная Звезда») ознакомил членов лож «Юпитер» и «Гермес» с новейшими научными исследованиями, озаглавив свою речь «Случай в жизни и природе»;
  • Б. Н. Ермолов в своем докладе «Вольный Каменщик Шотландского Устава (опыт характеристики)» остался верен посвятительному эзотерическому пониманию масонства, которое им защищалось в каждом выступлении.
  • Г. В. Адамович выступил на тему  «Литературные настроения в Москве. Ноябрьский съезд писателей».
  • В. Д. Аитов сделал доклад «Отбор людей в масонстве».
  • Б. П. Гепнер поделился на заседании лож «Юпитер», «Гермес», «Лотос» и «Северное Сияние» своими мыслями об этапах эволюции советской политико-социальной доктрины на протяжении 40-летней истории советского режима — « От Маркса к Хрущеву. Советская философия двух миров через 40 лет после Октября».

В 1956 году произошли изменения в управлении ложей. Д. Н. Ермолов передал молоток избранному досточтимым мастером Н. П. Агапову, под руководством которого ложа проработала два года.

  • Г. В. Адамович в докладе «Дух и судьба русской литературы» на совместном заседании лож «Юпитер», «Лотос», «Гермес» и «Северное Сияние» вновь дал анализ современного положения литературы и творческой мысли в советской России.
  • М. М. Мазор прочитал доклад «Размышления о Высшем Начале. (Дух Создателя)»
  • Состоялся цикл докладов на предложенный Федеральным Советом вопрос «О масонской тайне».

В 1957 г. особое внимание было обращено на инструкционные работы, которым были посвящены несколько собраний.

  • С. К. Маковский занял внимание ложи изложением своих мыслей на неисчерпаемую тему «Свобода в масонском понимании» («Масонская концепция свободы»), указав на многогранность понятия свободы и на его положительное и отрицательное значение для человеческой личности.
  • Б. Л. Покровский дал биографические характеристики крупнейших русских масонов XVIII и начала XIX столетий (Н. И. Новикова, И. Г. Шварца, И. В. Лопухина, С. И. Гамалеи и др.).
  • Б. Н. Ермолов рассказал о «Культурных течениях эпохи возникновения и развития русского масонства XVIII века».

В 1958–1959 гг. ряды ложи Юпитер значительно пополнились. Были посвящены в масонство: юрист Ю. Ф. Сергеенко, преподаватель математики Ю. В. Назимов, администратор русского Дома для престарелых в Ганьи Я. И. Вильсон, директор этого же учреждения Е. В. Новиков, инженер Г. К. Смирнов и др. Присоединились к работам ложи: инженеры А. А. Лебедев и М. И. Воронцов-Дашков, а также К. А. Лишке, М. Гольденберг и А. А. Лабзин. Досточтимым мастером на 1959 г. был вновь избран Б. Н. Ермолов, при условии, что он будет занимать этот пост лишь один год.

Среди работ мастерской:

  • Г. В. Адамович говорил о «Роли масонского ритуала в формировании масона. (О значении масонского ритуала».
  • Е. П. Белен-де-Балю на тему: «Элементы символизма в религиозных обрядах народов Северного Причерноморья в античную эпоху».
  • Д. Н. Ермолов дал исторический очерк кризиса французского масонства «Реформа конституции Великого Востока Франции в 1877 году».
  • С. К. Маковский выступил с докладом об одном из предшественников русского символизма — «Забытом писателе К. К. Случевском».
  • Ю. В. Назимов осветил вопрос о современном кризисе молодого поколения, предложенный для конвента ВЛФ 1959 г.
  • В. В. Вырубов поставил перед ложей две задачи: 1) усиленные поиски новых братьев параллельно с попытками вернуть отошедших; 2) ободриться, оставить думы о «тяжелой полосе», материальных трудностях, сумерках русского масонства и т. д. Свою речь В. В. Вырубов закончил словами: «Чтобы привлечь к нам интерес и средства, надо, прежде всего, показать, что мы живы. Докажем же это…»

В 1960 г. в «Юпитер» возвратились А. П. Макинский и Б. П. Гепнер, присоединились к его работам также С. А. Дерюжинский и Т. А. Шамшин; в масонство были посвящены коммерсанты П. П. Шувалов и Л. А. Бобринский, а также принят Б. М. Редин, бывший член масонского ордена «Право человека». Однако число действительных членов ложи существенно не изменилось. Досточтимым мастером был избран Д.Н. Ермолов, который занимал этот пост до своей кончины в 1963 г.

  • С. К. Маковский поделился результатами своего интересного исследования «Значение в языке традиции и исторического развития. (Русские проблемы)».
  • Г. В. Адамович выступил с сообщением «Значение Толстого. (По случаю 50-летия его кончины)».  
  • Б. Н. Ермолов поделился результатом своих исследований о тайных обществах и мистериях древности, а так же с исследованием, озаглавленном «К познанию ислама: суфизм и мусульманская мистика».
  • М. И. Воронцов-Дашков в докладе «Софианство (учение о вечном женственном начале)» ознакомил ложу с основами учения С. Н. Булгакова и его предшественников (св. Григория Паламы, Вл. С. Соловьева, П. А. Флоренского и др.) о четвертой божественной ипостаси — Софии Премудрости Божией.
  • Н. В. Ионов выступил по вопросу: «Ценность посвятительных методов масонского Ордена перед лицом эволюции современной цивилизации».  
  • В конце года состоялось большое собеседование на тему «Древний и Принятый Шотландский Устав, его происхождение и толкование». Доклады по этому вопросу были сделаны Б. Н. Ермоловым и Я. Б. Рабиновичем.

На инсталляции досточтимого мастера и офицерского состава «Юпитера» на 1961 г. выступил управляющий мастер Совета Объединения русских лож Н. М. Катков, призвавший русские мастерские к братской связи и сотрудничеству и выступивший против соблазна бесплодной изоляции отдельных мастерских.

Этот год для «Юпитера» был юбилейным, 35-м годом его истории. Досточтимый мастер Д. Н. Ермолов призвал русских вольных каменщиков, волею судеб работающих на чужбине, не поддаваться чувствам обреченности и пораженчества: «Русское масонство должно всеми силами стараться пронести до конца испытание, посланное судьбой нашей Родине и нам всем, и среди тягостной эмигрантской жизни оставаться верным своей задаче защиты великих духовных заветов русской культуры. Мы сможем это сделать, если сохраним в наших сердцах национальное сознание. Мы должны иметь веру, что русская культура есть живая, а не умершая традиция, и ощутить живую связь ее с основными проблемами нашей эпохи. Без этого рушится смысл дальнейшего нашего делания и самостоятельного бытия русских мастерских…»

  • Б. П. Гепнер открыл цикл докладов этого года интересным исследованием «Египетские жрецы и роль их в истории духа».
  • Г. В. Адамович в сообщении «Надежды и сомнения русской эмиграции» проанализировал современное положение в СССР. Некоторые его особые проявления, сказал докладчик, позволяют считать, что там происходят, пока еще глубоко скрытые, подпочвенные процессы психологических изменений в умах и сознании более молодых поколений, постепенно освобождающихся от психоза страха и безоговорочной покорности ленинско-сталинской эпохи.
  • Б. Н. Ермолов сделал доклад «Современные проблемы: характеристика нашей эпохи».

На одном из весенних своих собраний ложа «Юпитер» занялась проектом составления своей истории. Последовавший обмен мнениями привел к двум решениям: во-первых, просить Объединение русских лож оказать финансовое содействие задуманному Юпитером делу, которое соответствует интересам всего русского масонства, во-вторых, согласно предложению В. В. Вырубова, организовать в течение текущего года ряд подготовительных собраний (коллоквиумов) ложи (небольшими группами и всем вместе) с целью дать составителям «Истории Юпитера» сведения о прошлом ложи, об участниках в ее трудах и о занимавших их вопросах.

Заботами В. В. Вырубова были посвящены в масонство два выдающихся историка искусства А. А. Трубников и В. П. Зубов, которые приобрели известность еще до революции.

В 1961–1962 гг. досточтимым мастером ложи «Юпитер» оставался Д. Н. Ермолов, пост оратора в 1962 г. занимал М.М. Мазор. Отсутствие новых членов (до прекращения существования «Юпитера» в нем не произошло больше ни одного посвящения в масонство), кончина активных участников собраний ложи — К. А. Лишке и С. К. Маковского — привели к тому, что русские мастерские стали проводить совместные заседания. В 1962 г. «Юпитер» часто собирался с ложей «Лотос», а в 1963 г. — с «Астреей».

  • Б. М. Редин выступил с докладом «Масонство в свете оккультизма».
  • Б. Н. Ермолов представил вниманию членов ложи доклад «Мартинизм (историко-философский анализ)», в котором аргументированно доказывал, что масонство не имеет ничего общего с организацией мартинистов, возникшей на рубеже веков.
  • Б. Л. Покровский вернулся к теме своего выступления пятилетней давности «Большие русские масоны прошлого», обратив на этот раз внимание членов «Юпитера» на личность одного из выдающихся русских государственных деятелей графа Михаила Сперанского.
  • Г. Г. Шклявер рассказал об «Эволюции международных отношений и судьбах ООН».
  • Г. В. Адамович познакомил братьев с докладами «Франция и русская культура» и «К 125-летней годовщине смерти Пушкина».
  • На совместном собрании лож «Юпитер» и «Лотос» состоялся доклад А. А. Трубникова «Музей Эрмитажа. Из воспоминаний».
  • На тему, предложенную Федеральным Советом ВЛФ — «Новая этика для молодежи (юношества)», доклад подготовил Б. Н. Ермолов.

В январе 1963 г. скончался многолетний руководитель ложи «Юпитер» Д. Н. Ермолов; в мастерской начался кризис, который привел к прекращению ее деятельности через пять лет борьбы за существование. В 1963–1964 гг. умирают видные юпитерцы В. В. Вырубов и Я. Б. Рабинович, что значительно ослабляет мастерскую. Уход на «Восток Вечный» руководителей «Юпитера» сказывается на отношении к работам ее членов. Фактически прекращает посещать заседания ложи Л. А. Бобринский, по возрасту и из-за болезней в отставку из Юпитера выходит А. А. Трубников.

На пост досточтимого мастера ложи избирается С. А. Дерюжинский. Изменения в руководстве приводят к тому, что из ложи уходят в отставку: Б. П. Гепнер, Н. В. Ионов, С. М. Казас, Ю. В. Назимов, А. Г. Сегаль, П. П. Шувалов, А. Я. Полонский, Г. И. Рабинович. Взамен к ложе присоединяется лишь В. Г. Томазов. Число действительных членов, таким образом, сократилось до 22 человек.

  • Г. Г. Шклявер говорил о «Влиянии религиозных и философских учений на международные отношения».
  • Г. В. Адамович выступил с докладом о М. Ю. Лермонтове, в связи с 150-летием со дня его рождения.

В июне 1964 г. состоялись выборы офицерского состава: досточтимым мастером ложи был избран Н. П. Агапов, а пост 1-го стража занял М. М. Мазор.

1 октября ложа «Юпитер» провела торжественное собрание, на котором с докладом о конвенте ВЛФ выступил депутат мастерской В. Г. Томазов. По предложению М. М. Мазора, ложа решила не принимать «никакой позиции» в отношении грозившего расколом решения конвента об установлении дружеских отношений с ВВФ до окончательного выяснения положения Верховным Советом, Объединением Русских лож.

М. М. Мазор выступает с циклом докладов на тему «О Вере и Моральном сознании», «Высшем Начале» и «Вера и Неверие» («Размышления о современном безверии»).

Между тем, раскол в Великой Ложе Франции стал реальностью. 5 января 1965 г. семь мастеров ложи «Юпитер»: С. А. Дерюжинский, Б. Л. Покровский, Я. Л. Нозик, Б. М. Редин, Л. А. Урлихт, Э. Г. Раноша и А. П. Максимович собрались для того, чтобы заявить, что они желают остаться в союзе ВЛФ и сохранить ложу «Юпитер» под прежним номером. Названные члены Юпитера написали в этой связи письмо в Великую Ложу Франции с оповещением «о своей верности» и «строго порицая устраивающих раскол и разложение». Под письмом поставил подпись и Б. Н. Ермолов, который практически прекратил из-за болезни посещать заседания.

В это же время «Юпитер» покидает группа «диссидентов», которые первоначально также сохраняют «Юпитер» как отдельную ложу и проводят свои заседания, а 23 июня входят в число основателей регулярной ложи «Астрея» в союзе Великой Национальной Ложи Франции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10