Главная страница »

Пламенеющая Звезда

Зодческая Работа Брата Джорджо Г. об одном из важнейших символов Масонства.

Символ, который больше всего поразил меня […], — это, несомненно, Пламенеющая Звезда. Символ, который никогда не скрывался в Храме, но который на своём пути Ученики никогда не замечают. […]

Лично я был заинтригован динамичностью её пламени и множеством символов, которые Звезда содержала внутри себя, и в тот момент я начал размышлять над ней и совершать также некоторые исследования для того, чтобы мог найти наиболее достоверные значения Пламенеющей Звезды. Первое письменное упоминание о ней находится в рукописи Слоана около 1650 года. В этой рукописи говорится: «Сколько драгоценностей у вас есть в вашей ложе? Три Драгоценности: мозаичный пол, Пламенеющая Звезда и зубчатый край». Но, конечно, значение Звезды должно было быть гораздо более древним, и поэтому я решил проанализировать символы, заключенные в ней: пентаграмму, число пять, букву G и пламя.

Пентаграмма, также называемая Пентальфа, Пентагон, Пентакль Агриппы, Звезда Света, Звезда Волхвов или Звезда Посвящения, представляет собой фигуру, состоящую из пяти концов. Это древний символ со множеством значений. Нарисованная пентаграмма одним концов вверх — это добрый знак, который изображает человеческое тело с распростертыми руками и широко расставленными ногами. В этом положении пентаграмма выражает человека, наделённого просвещенным разумом, который благодаря этой добродетели занимает более высокое положение, чем другие существа, и которому удается обуздать материю, звериные инстинкты и страсти. Все это прекрасно выражается в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи, где изображение человека накладывается на пентаграмму, заключенную в круг. Таким образом, человек является микрокосмом в макрокосмосе в том смысле, что эта маленькая вселенная, которую человек имеет внутри себя, потенциально обладает всеми силами и энергиями большой Вселенной. Поэтому можно утверждать, что с большой вероятностью пентаграмма символизирует Вселенную и человека.

Однако символика пентаграммы представляется в истории человека как нечто более обширное и инклюзивное. Согласно каббалистической доктрине, она представляет собой Небесного Адама, который не впал в грех прародителя человеческого рода, сделанного по образу Божьему. Пентаграмма также интерпретирует союз Адама с Евой, которые, слившись друг с другом, создают совершенное существо, изначальное андрогинное. Этот символ представляет архетип человечества и его совершенную форму.

Пентаграмма (также Пентальфа): звездный регулярный пентагон Пифагора. Говорят, что она была задумана Пифагором после того, как он решил проблему, связанную с золотым сечением, также называемым «Божественной пропорцией». Пентальфа означает «пять альф», то есть пять принципов. К четырём принципам, изложенным Эмпедоклом, Пифагор добавил пятый: природу. Название «пентальфа» происходит от того, что символ воспроизводит букву A (Альфа) на пяти концах звезды. Ученики Пифагора прочертили её в своих письмах как приветствие. Таким образом они передали Пентальфе силу поддерживать человека в хорошем физическом состоянии. Чтобы сделать его оккультную ценность более эффективной, пифагорейцы писали на вершинах этой звезды слова «Higea», или «Salus», то есть «здоровье» Считалось, что Пентальфа может обеспечить баланс пяти основных функций человека.

Для розенкрейцеров Звезда — это символ пятикратной души, так как существовало понимание пяти анемичных сил: вегетативной, экстрасенсорной, инстинктивной, вспыльчивой и рациональной. Для теософов это «Манас», сознательная душа, то есть представление мыслящего и сознательного человека. Согласно индуистской символике, пентаграмма соответствует пятой чакре «вишуддха», центр силы, который находится в сонном сплетении. Эта чакра является источником слова и звука. Тот, кому удается активировать ее, следует по пути древней мудрости, ведущей к новому творению самого себя. В эзотерике школы арканов, пентаграмма является звездой посвящения, поскольку она напоминает о пяти способах расширения сознания, которые отдельный человек может постепенно получить в символической планетарной системе. Таким образом пентаграмма соответствует «5» — золотому числу преимущества. По существу, это число выражает весь комплекс природы, являясь суммой Божественной единицы и материальной четверки.

Но в истории человечества число пять появляется как священное число много раз. Для Каббалы число «5» совпадает с Гебурой, пятой Сефирой или суровостью. В индуистской традиции преданные брахмы отождествляли это число с атрибутами человеческого существа: силой, восприятием, сознанием, действием и знанием. У майя число «5» представляло божественность на земле. В исламских тайнах — пять ключей Корана. По еврейской традиции было пять подношений, которые получал священник. Для христианского богословия Иисус предсказал пять раз свою страсть и ему было нанесено пять ран. Даже в Китае это число считается священным: пять — это энергии, составляющие вселенную: Огонь, Земля, Вода, Дерево и Металл. В герметической символике пятилепестковый цветок (в центре креста, состоящего из классических четырех элементов) представляет собой эфир или квинтэссенцию, которая активирует элементы и действует на материю, преобразуя ее. Для Пифагора число «5» было посвящено богине Юноне, покровительнице союзов. Это был символ брака, поскольку он образован Союзом «2» (первое четное число) и «3» (первое нечетное число).

Но, в конечном счете, пять также является чувствами человека. Жак Трескас, в своем эссе «Пламенеющая Звезда», определяет пятиконечную звезду как представление гармоничного и светлого человека, который через пять чувств воспринимает гармонию и духом помогает осветить Вселенную. Поэтому каждое существо, стремящееся к знанию, должно прежде всего познать себя. Ученик научился выравнивать шероховатости чернового камня. Помимо этого Подмастерье учится контролировать импульсивность, чтобы иметь возможность правильно управлять своими инстинктами.

Следует отметить, что […] Звезда иногда представлена иногда […] без буквы «G» в центре. В своем исследовании буквы «G» Гарри Карр отмечает, что связь двух символов обнаруживается только с 1742 года. По словам Карра, на самом деле, статья в Вестминстерском журнале от 8 мая 1742 сообщает, что два масона организовали в Лондоне шествие протеста и подняли знамя, на котором была нарисована сияющая буква «G» внутри круга. Текст статьи указывает на то, что буква «G» означала геометрию […].

Рене Генон, вместо этого дословно утверждает, что «в центре Пламенеющий Звезды буква «G» представляет божественный принцип, который лежит в сердце человека, рожденного дважды». Автор также продолжает утверждать, что буква «G» на самом деле является еврейской буквой «йодх», которая после фонетической ассимиляции стала в Англии словом «God». В «Regulateur du Maçon», к букве «G», наконец, приписываются два значения. Текст гласит: «Буква в центре, которую вы видите, изображает два возвышенных значения. Первое — вензель одного из имен Всевышнего. Второе представляет геометрию: эта наука имеет в своей основе применение свойства чисел к размерам тел, особенно к треугольнику, к которому относятся почти все другие фигуры». Что касается пламени, которое окружает звезду в книге «Recueil précieux de la Maçonnerie Adonhiramite», Гильмен Де Сен-Виктор сообщил, что звезда совершенна, когда достигает вершины, то есть, когда она становится пылающей, чтобы осветить мир своими лучами.

Каждый […] должен быть носителем этого света, становясь посредником между небом и землей посредством внутренней работы. Аналогичная интерпретация также появляется в итальянском символическом обряде, который […] явно прибегает к римской и пифагорейской традиции. В итальянском ритуале Досточтимый Мастер говорит: «Звезда является для путешественника проводником, который не позволяет ему заблудиться во тьме; в наших храмах Пламенеющая звезда является символом Великого Логоса Вселенной, Бессмертного огненного Луча, хранящегося во внутренней части вещества. Он освещает все, оставаясь скрытым и невидимым, он неосуществим и неделим; он представлен в микрокосме буквой «G», благодаря своей характерной форме спирали, которая расширяется наружу».

Поэтому этот краткий исторический анализ приводит меня к выводу, что Пламенеющая Звезда — это инструмент, который позволяет […] отправиться в новое путешествие, сопровождая […] по пути тьмы и строго предупреждая […]. Сегодня я как никогда понимаю, насколько важны были слова, с которыми
Брат И. обратился ко всем нам[…]. И как раз в тот момент я увидел в Брате И. Пламенеющую Звезду, потому что, возможно (если мы готовы ее увидеть) эта Звезда проявляется в разных формах.

Я сказал.

(Публикуется с сокращениями)