Главная страница »

Франк-масонство, колонизация, колониализм…

Перевод Брата Кирилла Б. статьи из масонского блога Жана-Лорана Тюрбэ.

«Мы африканцы, пришедшие издалека …» — пели солдаты из колоний, защищающих Свободную Францию, в фильме «Патриоты». Сегодня редко вспоминают Французскую Империю и вклад жителей стран этой империи в процветание и оборону Франции. От Мадагаскара до Сенегала, от Гайаны до Тонкина через Алжир солнце не заходило над Империей, в отличие от ее британского конкурента.

Франк-масонство, колонизация, колониализм…
«Три цвета, один флаг, одна империя». Плакат Эрика Кастеля, выполненный для Службы Информации Правительства Виши в 1941 году

Что делают масоны в этой истории? Или, скорее, в этих историях, потому что французская колонизация знала несколько очень разных периодов, касающихся разных континентов. Для ответа на этот вопрос нужно вернуться к истокам масонства — его английскому происхождению. Англия действительно являлась страной, обладающей величайшим морским могуществом и, следовательно, наибольшими возможностями совершать дальние морские походы и овладевать далекими землями.

Масонство воспроизвелось во Франции и после Парижа и Лиона крупнейшими масонскими центрами стали Бордо, Тулон, Марсель и Ла-Рошель — порты, из которых многие отправлялись на поиски приключений в дальние страны. Таким образом, масоны были гораздо сильнее затронуты феноменом колониализма, чем другие социальные группы. Мы также не должны забывать, что в 18-м веке Ложи активно посвящали братьев, обладавших профессиями, считавшимися сомнительными, но располагавшими к путешествиям: актеров, музыкантов, танцоров, торговцев, коммивояжеров…

К примеру, Этьен Морен (1717–1771), который 27 марта 1762 года покинул Бордо, чтобы вести торговлю в Сан-Доминго. Посвященный в шотландской Ложе в Париже, он был обладателем Патента, подписанного в предшествующем году первой Великой Ложей Франции в Великом Совете Великих Инспекторов, Великих Избранных Рыцарей Кадош. Он взял с собой систему из двадцати четырех шотландских градусов Ордена Королевской Тайны, постепенно развивавшийся в результате увеличения числа градусов. Эта система будет дополнена верхним и последним званием — «Великий Князь Королевской Тайны», личным творением Морена. Его заместитель Великий Инспектор Генри Эндрю Френкен внедрил систему Морена под названием Обряд Совершенства в 25 степенях в Олбани, провинция Нью-Йорк. Обряд Совершенства послужил основой для разработки Древнего и Принятого Шотландского Устава, добавив восемь градусов, чтобы получить тридцать три, составивших Шотландский Устав. Другой моряк, адмирал де Грасс, маркиз де Тилли, после участия в основании Американского Верховного Совета в Чарльстоне в 1801 году основал Верховный Совет Наветренных и Подветренных Островов (Вест-Индии), затем Верховный Совет Франции в Париже в 1804 году. Морен же, спасаясь от восстания рабов в Сен-Доминго, умер на Ямайке.

Франк-масонство, колонизация, колониализм…
Патент Этьена Морена

Не поддается счету количество таких масонов-моряков, как адмирал Мэтьюз, английский губернатор острова Антигуа, как знаменитый французский капер Робер Сюркуф (1773-1827), инициированный в 1796 году в Ложе «La Triple Espérance» («Тройная Надежда») в Порт-Луи на Маврикии, ставшего членом Ложи «La Triple Essence» («Тройственная Сущность») в 1809 году в Сен-Мало, или как сам адмирал Нельсон.

Масонские Ложи предоставляли возможность социализироваться мужчинам, находящимся вдали от дома. В этот период происходила французская колониальная экспансия в Новый Свет (Канада, Луизиана, Гвиана, Антильские острова).

Многие масоны приняли участие в первой антиколониальной войне за независимость Соединенных Штатов. Вмешательство Братьев имело решающее значение. В битве при Йорктауне, в которой 19 октября 1781 года англичане были окончательно разгромлены, в битвах приняли участие не менее 11 тысяч французов в дополнение к 9 тысячам добровольцам Вашингтона. Этими французами командовали маркизы де ла Руэри и де ла Файет, а также граф де Рошамбо. Все трое были масонами, как и подавляющее большинство их офицеров.

Франк-масонство, колонизация, колониализм…
Де ла Файетт

Кроме того, американские масоны возглавляли движение против рабства в Соединенных Штатах с 1770-х годов, особенно в Обществе за освобождение свободных чернокожих и незаконно обращенных в рабство, основанном в Филадельфии. Во время американской революции несколько интеллектуалов защищали права чернокожих, например, брат Томас Пейн, автор книги «Здравый смысл», опубликованной в 1776 году. Брат Бенджамин Франклин (1706-1790) был горячим защитником отмены рабства (он освободил свою собственных рабов в 1772 году). Томас Джефферсон, Братья Джордж Вашингтон (освободивший своих рабов по завещанию) и Джеймс Мэдисон выступили в Конгрессе США за прекращение рабства.

Во Франции масоны тоже были во главе борьбы против рабства. Они были многочисленны в Обществе друзей чернокожих, созданном Братом Жаком-Пьером Бриссо в 1788 году, заявленной целью которого был запрет работорговли. Брат Кондорсе (выпустивший «Размышления о рабстве негров») призывал к мораторию на закон о семидесятилетнем сроке между окончанием рабства и обретением вольноотпущенниками статуса гражданина. Именно благодаря действиям аббата Грегуара (члена Ложи Девяти Сестер) 4 апреля 1792 года Национальное собрание решило предоставить полное гражданство всем свободным цветным. 16 плювиоза 2 года (4 февраля 1794 года) Конвент отменил рабство, поддержав и обобщив одностороннее решение гражданского комиссара Сен-Доминго Леже-Фелисите Сонтонакса, принятое 12 фруктидора 1 года (29 августа 1793 года).

Восстановленное Бонапартом в 1802 году рабство было снова и окончательно отменено Братом Виктором Шельшером, которого министр (и Брат) Франсуа Араго назначил заместителем государственного секретаря по флоту и колониям временного правительства 1848 года. Декрет об освобождении рабов от 27 апреля 1848 года, подписанный всеми членами правительства, был опубликован в Moniteur Univercel (газета «Универсальный Вестник») 5 марта. 250 тысяч рабов из французских колоний были освобождены.

Что касается французской экспансии и масонства, первая Ложа была создана в 1781 году в Сен-Луи в Сенегале под первоначальным названием Ложа «Сен-Жак Истинных Друзей Собравшихся», переименованная в «Сен-Жак Трех Добродетелей». В 1823 году Великий Восток Франции создал «Совершенный Союз», на базе которого в 1824 года был учрежден первый филиал в Африке, носивший то же название, что и Ложа. Он был создан бароном Жаком Роже, губернатором Сенегала, защитником африканцев и потомком Брата Шелшера (также противника рабства), который стремился привлечь и сформировать африканскую элиту.

Что касается Алжира, завоевание которого началось в 1830 году, там первая ложа была основана в конце 1831 года. Это была Ложа «Cimus» («Цимес»), военная ложа 10-го легкого пехотного полка. В мае 1833 года в Алжире была создана ложа «Belisaire» («Белизарий»). В июне 1833 года в Боне была создана ложа «Ismael» «Исмаил», а в июне 1836 года — «l’Union Africaine» («Африканский союз») в Оране. Алжирская ложа стала материнской для многих других: в Блиде в 1844 году были зажжены огни Ложи «les Frères de l’Atlas» («Братья Атласа»), в Черчелле в 1845 году — «Julia Caesarea» («Юлия Кесария»). В Мостаганеме в 1844 году под эгидой Оранской ложи была инсталлирована Ложа «Les Trinosophes Africains» («Африканские Тринософы». Число масонов неуклонно увеличивалось с 80 братьев в 1833 до 850 братьев в 1851 году.

Верховный Совет Франции (будущая Великая Ложа Франции) открыл Ложу «Les Freres Unis du Chelif» («Объединенные Братья Шелифа») в феврале 1856 года в Орлеанвилле, а затем Ложу «Les Hospitaliers» («Гостеприимцы») в декабре 1861 года в Константине. Эта последняя ложа выстояла и сохранилась, показывая путь другим Ложам ВВФ.

Франк-масонство, колонизация, колониализм…
Абд-эль-Кадер эль-Хадж

Эмир Абд-эль-Кадер эль-Хадж (1807–1883), который был великим борцом алжирского сопротивления и лидером войны против французов в Алжире с 1832 по 1847 год, был посвящен в масоны в 1864 году на Востоке Александрии в ложе «Les Pyramides» («Пирамиды») ВВФ от имени парижской Ложи «Henri IV» («Генрих IV»). Эмир спас жизни нескольких тысяч христиан, которые в 1860 году приехали вместе с ним укрыться в его резиденции в Дамаске, в то время как друзы пытались их убить. Он никогда не видел противоречий между своей духовной приверженностью масонству и своей глубокой суфийской мусульманской верой.

Выдающимся человеком того времени, несомненно, являлся Адольф Кремьё (1796-1890), юрист и политический деятель, президент Центральной Консистории и Альянса Израильского Вселенского Союза. Он был министром юстиции правительства национальной обороны в 1870 году. Его указ от 24 октября 1870 года, известный как Указ Кремьё, автоматически предоставил французское гражданство 37 000 евреям Алжира. В этом постановлении говорилось, что «коренные иудеи департаментов Алжира объявляются гражданами Франции; следовательно, их реальный статус и их личный статус с момента обнародования этого указа будут регулироваться французским законодательством. Все законодательные положения, указы, постановления или противоположные постановления отменяются».

Франк-масонство, колонизация, колониализм…
Адольф Кремьё

Адольф Кремьё был посвящен в масонство в 1818 году в Ниме в Ложе «Bienfait anonyme» («Анонимное благо») ВВФ, которую он покинул в 1860 году, чтобы присоединиться к Верховному Совету Франции ДПШУ, где он стал Суверенным Великим Командором. В 1875 году Адольф Кремьё собрал в швейцарской Лозанне Ассамблею Верховных Советов Шотландского Устава, чтобы гармонизировать ДПШУ. Эти правила действуют и сегодня, особенно в ВЛФ. Декларация Лозаннской Ассамблеи провозгласила «существование Творческого Принципа», называемого «Великим Архитектором Вселенной» и стала настоящим основополагающим актом современного масонства, Кроме того, именно Адольф Кремьё произнес похоронную речь для своего Брата и друга аббата Грегуара. В конце своей долгой политической карьеры Кремьё стал несменяемым сенатором Алжира с 1875 года до своей смерти в 1880 году. Он был похоронен на кладбище Монпарнас.

В Марокко в 1867 году Хаим Бенимол, переводчик дипломатической миссии Франции, директор газеты «Reveil du Maroc» («Пробуждение Марокко»), директор банка Transat, член-учредитель Альянса Израильского Вселенского Союза и Французского Альянса в Марокко, корреспондент морских компаний и агентства Havas, становится основателем масонской Ложи «Союз 194» ВЛФ в Танжере вместе с другими марокканскими евреями, «защищенными» или натурализованными французами. Она состояла из 73 братьев, включая первого марокканского масона Мохамеда Дукали. Затем будут созданы «Касабланка 386», созданная посреди Медины и присоединенная к Великому Востоку Испании, затем «Le Phare de la Chaouia» («Маяк Шауиа»), также в Касабланке, «Мулэ Хассан 395» и «Le Reveil du Maghreb» («Пробуждение Магриба») в Рабате, затем многие другие ложи.

В 1920 году брат Эли Зербиб, букинист, инициированный в Белизаре в 1871 году, сын главного раввина Алжира, но перешедший в протестантизм, участвовал в основании ложи «Вудро Вильсон № 479» ВЛФ в Могадоре. Эта Ложа, работающая по Шотландскому Уставу, вбирала в себя Братьев-евреев в не меньшем количестве, чем «Новая Тамусига». Аналогичная тенденция просматривалась почти повсюду в Марокко, и в качестве причины часто называется именно Шотландском Устав.

После отказа Великого Востока Франции от концепции Великого Архитектора Вселенной в 1877 году и при все более решительной антирелигиозной позиции Великой Ложи, католические, еврейские и мусульманские братья чувствовали себя менее комфортно в Ложах этого послушания.

В период с 1880 года до конца Первой Мировой войны Братья из ВВФ опасались того, что африканские элиты, сформированные почти исключительно в католических школах, станут им врагами. Ложи ВВФ этого времени состояли почти полностью из «светских белых». Такое же недоверие будет преобладать в ВВФ по отношению к мусульманам, подозреваемым в «суевериях», а также к католикам.

Франк-масонство, колонизация, колониализм…
Жюль Ферри

Однако возобновление французской колониальной политики под руководством Жюля Ферри (1832-1893) относится к началу 1880-х годов. Французский юрист, журналист и политик, он был министром народного образования с 1879 по 1883 год. Он ввел обязательное начальное образование, светское и бесплатное. Будучи премьер-министром с 1880 по 1881 год и министром иностранных дел с 1883 по 1885 год, он отвечал за иностранные и колониальные дела. Он пытался отвлечь военный пыл французов, до тех пор в основном антигерманский, на колониальные завоевания. Поражение у Ланг-Сона (Тонкин, Индокитай, 28 марта 1885 года) разрушило его карьеру: вскоре он был свергнут противниками его колониальной политики.

Жюль Ферри был посвящен в масоны 8 июля 1875 года в ложе «La Clemente Amitie» («Снисходительная Дружба») ВВФ одновременно с Эмилем Литтре и Грегуаром Вырубофф. Речь Литтре по поводу своей инициации получила широкую огласку с участием прессы. Позднее Жюль Ферри присоединился к ложе «Эльзас-Лотарингия».

Жюль Ферри хотел освободить местные элиты от влияния духовенства и торговцев с помощью амбициозной политики в пользу колоний. Более того, именно правые и ультраправые выступали против его политики, упрекая его в том, что он тратил излишне большие суммы на благо туземцев вместо усиления армии и подготовки реванша Пруссии за поражение 1870 года. Ферри также считал, что амбициозная колониальная политика шла на пользу Франции и что метрополия как колонии должна иметь возможность извлекать из этого свою выгоду. В 1875 году, через несколько месяцев после свержения, он произнес в кабинете министров знаменитую речь в защиту своей колониальной политики: «Господа, мы должны говорить громче и правдивее! Следует открыто сказать, что действительно высшие расы имеют право на колониальную политику по отношению к низшим расам […] Я повторяю, что у высших рас есть право, потому что у них есть долг. Они обязаны цивилизовать низшие расы. […] Вы всегда приводите в пример типа колониальной политики, которую вы любите и о которой мечтаете, экспедицию господина де Бразза. Это очень хорошо, господа, я прекрасно знаю, что господину де Бразза удалось выполнить свою цивилизационную работу, не прибегая к силе; он апостол; лично вкладывается в достижение поставленной цели, очень высокой и дальней; как никто другой, он завоевал личное влияние на эти народы Экваториальной Африки; но кто может сказать, что однажды в учреждениях, которые он создал, которые были только что освящены «европейским ареопагом» и которые теперь являются владением Франции, кто может сказать, что в данный момент черное население, иногда испорченное, развращенные авантюристами, другими путешественниками, другими исследователями, менее скрупулезными, менее отеческими, менее влюбленными в средства убеждения, чем наш прославленный Бразза, кто может сказать, что в какой-то момент жители не нападут на наши поселения? Что вы тогда будете делать?»

Жюль Ферри прямо ссылается на Брата Пьера Саворньяна де Бразза (1852–1905), исследователя экваториальной Африки, мирно организовавшего колонию Конго, даже не применяя силу. О нем было сказано: «Память, чистая от человеческой крови». Он был щедрым и человечный Братом, посвященным в масонство в 1888 году в Ложи «Эльзас-Лотарингия» ВВФ в Париже.

В гуманистическом наследии Ферри мы не можем замалчивать важную роль, которую сыграл Брат Эжен Этьен (1844-1921), заместитель сенатора Орана, очень авторитетный организатор «колониальной группы», заместитель государственного секретаря по делам колоний в 1887 и 1889 годах. Он был инициирован в Масоны в 1881 году в Ложе «Le Phare de la Renaissance» («Маяк Возрождения») в Марселе, затем был подмастерьем в «Union et Perseverance» («Союз и Настойчивость») в Париже, в которой он стал Досточтимым Мастером в 1885 году.

Во время войны 1914-1918 годов следует отметить важную роль колониальных войск и, в частности, сенегальских стрелков. Брат Блез Диань (1872-1934), депутат от Сенегала, мэр Дакара и заместитель государственного секретаря по делам колоний, мобилизовал местные войска. Посвященный 21 сентября 1898 года в Ложе «L’Amitie» («Дружба») ВВФ в Сен-Дени-дела-Реюньон, он получил степень мастера в 1901 году и, согласно своим местам службы, работал в различных мастерских, таких как «l’Independance Malgache» («Малагасийская Независимость») в Таматаве, «Les Inseparables du Progres» («Неотделимые от Прогресса») в Париже, «Union Guyanaise» («Гвианский Союз») или Ложа «Pythagore» («Пифагор»), Досточтимым Мастером которой он был с 1922 по 1926 год. Блез Диань — первый цветной масон, вступивший в Совет Ордена ВВФ в 1922 году. Член постоянного комитета Зарубежных Лож, созданного в 1919 году, он занимался, в частности, Ложами в Африке и какое-то время Ложами на Мадагаскаре. Он был активным масоном вплоть до своей смерти в 1934 году.

После поражения 1940 года масонство было запрещено и подавлено правительством Виши на территории французской метрополии. Брат Феликс Эбуэ (1884-1944) тогда сыграл важную роль во французском масонстве этого периода. Внук раба, он стал первым цветным генерал-губернатором французской колонии (Чад в 1938 году). С 1940 года он способствовал переходу Конго на сторону Свободной Франции. После войны он участвовал в деколонизации. Феликс Эбуэ был посвящен в масоны в 1922 году в Ложе «La France Équinoxiale» (Экваториальная Франция») в Кайенне. Его жена принадлежала к организации «Право Человека», а его дочь Жинетт — к Великой Женской Ложе Франции. Генерал де Голль восстановил масонство в Алжире в 1943 году в память о роли, которую сыграл Феликс Эбуэ в 1940 году.

Если до войны Ложи никогда не подвергали сомнению принцип колонизации, они, тем не менее, задавались вопросом о будущем. Они желали, чтобы «настал день, когда во всех наших колониях туземцы, хозяева своей судьбы, будут работать рука об руку со своими вчерашними хранителями для экономического и социального прогресса своей страны».

Франк-масонство, колонизация, колониализм…
Пьер Мендес-Франс, обложка журнала «Тайм» от 12 июля 1954 года

После войны встает вопрос о деколонизации. Брат Пьер Мендес-Франс (1907–1982), премьер-министр в 1953 году, решительно выступал за согласованные решения в колониях и прекращение войны в Индокитае. Пьер Мендес-Франс был инициирован в масоны в 1928 году в ложе «Union et Progres» («Союз и Прогресс») ВЛФ в Паси-сюр-Эр и уснул в 1945 году.

Независимость колоний стала реальностью в 1962 году с обретением независимости Алжиром. Сейчас у Франции больше нет колоний в Африке. Иногда не обходилось без разрывов, потому что многие братья хотели найти мирное решение без кровопролития. То, что было возможно в Марокко или Тунисе, оказалось невозможным в Алжире.

Братья из бывших колоний всегда работали над улучшением условий жизни и освобождение коренного населения. Несмотря на периодическое сопротивление, они в подавляющем большинстве выступали за процесс независимости, как в метрополии Франции, так и в колонизированных странах. Колонизацию с ее эксплуатацией и унижением коренного населения пришлось прекратить. То, что люди могут распоряжаться собой, является большим благом для человечества. Период колонизации — теперь наша общая история, и не самая славная для Франции.

Сегодня масонство вновь обрело силу в Африке, несмотря на враждебность определенных слоев населения. Надо сказать, что определенные африканские послушания, созданные под эгидой Французской Национальной Великой Ложи (например, мы имеем в виду Габонское масонство Омара Бонго), находятся в реальной зависимости от глав государств, которые иногда имеют очень своеобразное видение демократии. Эти Ложи, мягко говоря, воспроизводят нечеткое изображение масонского идеала.

Однако искренние масоны всегда присоединяются к Ложам Северной Африки (я имею в виду, например, Марокко), африканским, ближневосточным и ближневосточным Ложам (в странах, где масонство разрешено, например, в Ливане или Израиле), и продвигают извечные принципы и ценности Ордена, его духовности и гуманизма в повседневной жизни.

Сегодня открыта еще одна страница… и пишут ее масоны этих, теперь независимых, стран.

Перевод с французского Брата Кирилла Б.

Источник: https://www.jlturbet.net/article-34264354.html?fbclid=IwAR2l4XUVSCSihGZ7rdmrNdEl7ytzRXLFk5m2gj_KZeA-xAqoSQUt_THZKpo