История первого осуждения масонства Папским Престолом

Перевод с французского Брата Кирилла Б. статьи Пьера Ноэля

В следующих строках нет ничего оригинального или нового. Их содержание можно найти во многих хороших авторских книгах, но я чувствую, что его напоминание может быть полезным.

Пьер Ноэль.

Рим Климента XII (Папа с 1730 по 1740 год)

История первого осуждения масонства Папским Престолом
Первая римская ложа (якобитская), в которой с 16 августа 1735 года по 20 августа 1737 года состоялось 12 заседаний, была закрыта инквизицией. Обложка истории Ложи, написанной Вильямом Джеймсом Хьюганом

Лоренцо Корсини, родившийся во Флоренции, стал Папой в 1730 году в возрасте 79 лет под именем Климент XII. Страдая подагрой и оказавшись прикованным к постели вскоре после своего избрания, он практически ослеп к 1732 году. Достаточно сказать, что его личная власть была сведена к минимуму, в то время как реальная власть во время его понтификата принадлежала его племяннику, кардиналу Нери Корсини (1685-1770) [1], принявшему постриг священнослужителю, также прибывшему из Флоренции.

С 1735 по 1737 год в Риме существовала ложа и власти не беспокоили её, несомненно, потому что она состояла из британских подданных из свиты Якова III Стюарта, претендента на английский и шотландский престолы. Вильям Джеймс Хьюган приводит протоколы 12 заседаний Ложи и имена её членов. Имя Карла-Эдуарда Стюарта, которому в 1735 году было 15 лет, включено в книгу не было.

Узнав, что Генеральные Штаты Нидерландов запретили масонские ложи в 1735 году (из-за клятвы и секретности собраний, к которым добавилась оппозиционная позиция республиканцев наместнику принцу Оранскому-Нассау, потомку Вильгельма Молчаливого). Курия (или Священная Канцелярия, что есть то же самое) в январе 1736 года запросила у папского нунция во Фландрии о причинах произошедшего. На самом деле церковные власти ничего не знали о целях «секты» и не понимали, что такого должно было произойти в масонской ложе, что явилось бы достаточным основанием для правительства, протестантского или католического, считать какие бы то ни было организации опасными для власти государства и желать их закрытия.

Флорентийская ложа

Ложа также существовала во Флоренции, по крайней мере, с 1732 года, и это причиняло Престолу определенные неудобства. Великое Герцогство Тоскана, сосед Папской области, было независимым, но находилось под влиянием Рима, а также «резидента» (посла) Англии. Эта ложа состояла из британских подданных [2], которые во Флоренции «любили её восхитительное расположение и нежное небо [3]». Их привлекала интеллектуальная атмосфера города и его свобода при последнем великом герцоге Тосканы из семьи Медичи (Джан-Гастоне). Они были многочисленны, что позволило им создать ложу под председательством некоего господина Ширли, её часто посещали другие англичане, а также барон Филипп фон Стош [4], поэт и коллекционер древностей, человек с репутацией нечестивца и даже атеиста. Постепенно к ним добавились дворяне, священнослужители и флорентийская интеллигенция, пока в июне 1737 года ложа не достигла 60 членов. 4 августа 1732 года в него был инициирован доктор Антонио Кокки [5]. По его словам, англичане говорили только по-английски и держались особняком. «Они много говорят, но никогда — о догмах или религии, много едят и еще больше — пьют».

Существование этой ложи настораживало Римскую Священную Канцелярию с 1736 года, а в 1737 году ей была посвящена Консистория. Больше всего были обеспокоены флорентинцы, а наиболее активным их них был кардинал Феррони, очень враждебно относившийся к этому собранию, находившемуся вне контроля Церкви. Отец Паоло Амброли, инквизитор Флоренции, был назначен вместе с местным архиепископом и нунцием в Тоскане для расследования «секты». Обеспокоенность Рима проистекала из наличия клятвы и секретности, которые, по их мнению, могли скрывать только темные замыслы, а не духовные искания. Для выполнения своей задачи Инквизитор мог заключить в тюрьму кого угодно, чтобы получить желаемую информацию. Прежде всего, он мог использовать и злоупотреблять тайной исповеди.

Между тем, последний великий герцог Медичи (Джан-Гастоне I) умер бездетным 2 июля 1737 года в возрасте 68 лет (он был великим герцогом с 1723 года). Франсуа Этьен Лотарингский стал его преемником [6] после череды различных дипломатических договоренностей, описывать которые потребовалось слишком много времени (отказ от власти над Лотарингией и принятие им правления Тосканой, на чем настаивал Людовик XV). Франциск Лотарингский был также мужем дочери австрийского императора, Марии Терезии, которая сама сменила своего отца.

Франсуа Лотарингский [6]

Он был масоном с 1731 года, получил первые две степени в Гааге в ложе под председательством Жана Дезагулье, а несколько недель спустя получил третью степень (вместе с Томасом Пелэмом, герцогом Ньюкаслом, в будущем — премьер-министром королевства с 1754 по 1762 год) в загородной резиденции премьер-министра Роберта Уолпола (был в должности с 1721 по 1742). Об этом было известно и Джеймс Андерсон должен был сообщить об этом в переиздании своих Конституций в 1738 году (Новая книга конституций, стр. 129). Это, должно быть, не обрадовало римских сановников, которые опасались, что прибытие члена «секты» полностью лишит их власти над независимым Великим Герцогством Тосканским, уже подорванной последним герцогом из рода Медичи, нерелигиозным и развратным гомосексуалистом. Существование масонской ложи во Флоренции стало прекрасным предлогом для их вмешательства.

Под властью нового Великого Герцога, как бы далеко он ни находился от Тосканы [7], церковная власть больше не имела такой свободы действий, которая была при Медичи. Об этом свидетельствует желание инквизитора «показать пример, осудив масона», используя для этого власть, данную ему папской буллой, подписанной в апреле 1738 года.

Несчастья Томазо Крудели

Отец Амброли в качестве своей цели выбрал барона фон Стоша и решил изгнать его из Флоренции. К несчастью для инквизитора, английский резидент вступился за барона. Задача оказалась слишком трудна, и Амброли, каким бы могущественным он ни был, пришлось отступить. Он смирился с неудачей, но отыгрался на докторе Томазо Крудели, секретаре ложи. Он приказал своим приспешникам арестовать его 9 мая 1739 года и бесцеремонно запереть на чердаке церкви Санта-Кроче, где тот томился до апреля 1741 года. Крудели покинул это место после инсценированного судебного процесса, изобилующего ложными обвинениями и показаниями, в результате он был осужден за ересь и приговорен к заключению в своем доме в Поппи (местность, расположенная в 65 км к востоку от Флоренции, на берегу Арно). Несмотря на относительно позитивный исход дела и отсутствие пыток, заключение сильно повлияло на физическое состояние Крудели, который умер от туберкулеза четыре года спустя.

Булла In Eminenti apostolatus specula

История первого осуждения масонства Папским Престолом
Д.Ф Бенимели. Тезис на 2000 страниц, обобщенный в «Секретных архивах Ватикана и масонства — История осуждения». 908 страниц из него были опубликованы на испанском языке в Каракасе в 1976 году, во французском переводе текст появился в Париже в 1989 году (издательство Dervy-Books)

Церковь запретила католикам присоединяться к масонству папской буллой «Ин Эминенти» изданной 28 апреля 1738 года. Её подписал 86-летний Папа, слепой, немощный и управляемый [8] его окружением. После этого флорентийская ложа прекратила собрания.

Текст буллы начинался с напоминания о предыдущих осуждениях масонства, исходящих, однако, из протестантских государств (Нидерланды, Швеция, кантон Женева, Гамбург), запрещающих собрания в целом и масонские собрания в частности. Мотив осуждений всегда был один и тот же: секретность и обязательство молчания, принесенное на Библии, а также единение людей разных религий.

Приведем ключевой отрывок буллы: «Из слухов в обществе Мы узнали, что оно [масонство] распространяется за границу, расширяясь с каждым днем, в виде определенных обществ, собраний, объединений или конвенций, в целом называемое франк-масонством или другими именами в соответствии с разнообразием языков, в котором люди всех религий и верований, влияя на видимость естественной честности, связывают себя договором настолько жестким, насколько это непреодолимо, в соответствии с законами и статутами, которые они для себя сделали, и обязуются клятвой на Библии и под угрозой самых суровых наказаний, скрывать неприкосновенным молчанием все, что они делают в безвестности тайны». С другой стороны, это не ввергает масонов в ересь, а только является «сильной» презумпцией ереси («vehementer suspectos»), достаточной для осуждения и безоговорочного отлучения от церкви. Знаменитый «тайный мотив» («и по другим истинным и разумным причинам, известным Нам»), которыми как погремушкой размахивали Алекс Меллора и Роже Пейрефитт — всего лишь стилистическая формулировка, обычная для того времени, формальная, но без содержания.

Булла заканчивается запретом присоединяться к этим «конвенциям» или давать им приют под страхом отлучения от церкви ipso facto, при этом никто, кроме Верховного Понтифика, не сможет отпустить им грехи (кроме как перед смертью).

На самом деле булла лишь повторяла предыдущие осуждения, особенно политические, но добавляла некоторые духовные элементы, как обязывает папство. С другой стороны, масонские тексты (особенно Конституция Андерсона и последующие, английские или другие) никогда не были официально осуждены и даже не включены в «Индекс запрещенных книг». Существенным отличием является то, что первой целью папского осуждения 1738 года является «центр союза» Андерсона, а второй – секретность обществ.

Дополнительный эдикт

История первого осуждения масонства Папским Престолом
Папа Клемент XII

14 января 1739 года кардинал Джузеппе Фиррао, статс-секретарь Папы, издал дополнительный указ. Он напоминает условия буллы Климента XII, но добавляет смертную казнь, конфискацию имущества и большой штраф (1000 экю) в случае неповиновения. Поразительна диспропорция между преступлением и наказанием. Преступление формулировалось как «подозрение в ереси» и угроза нарушения спокойствия общества путем создания общества, не санкционированного властями (король, великий герцог или республика), наказание же — смерть без возможности обжалования (к счастью, она никогда не применялась даже в Папской области). «Подозрение» в ереси было обусловлено только наличием последователей разных религий в одной ложе.

Заключение

Эта булла никогда не была ратифицирована ни парижским парламентом, ни имперским правительством, от которого зависели австрийские Нидерланды (сегодня Бельгия и Люксембург). Следовательно, она никогда не была применима.

Тем не менее, именно отсюда и восходит враждебность Церкви к масонству. До Французской Революции причинами этой враждебности была Тайна, которая, по мнению Церкви, могла скрывать только заговор, направленный на спокойствие государства и стабильность институций, смешение в одном обществе последователей разных религий и, прежде всего, внутренние проблемы полуострова [Италии] – во Флоренция в 1738 году и позже в — Неаполе. Обвинение не имело реальной религиозно-доктринальной основы и было по сути политическим. Папские государства были суверенными государствами до того, как стали духовной властью. Папские чиновники не были ни философами, ни даже теологами, а политиками, людьми власти, которые видели только опасность в тайне. Папство никогда не пыталось понять, чем было масонство в то время. Ему было достаточно чтения отчетов, присланных ему инквизиторами из Испании или Португалии. Читали ли судьи римской инквизиции конституции Андерсона? (9)

Взаимная враждебность стала «идеологической» только в следующем столетии. Осуждение бельгийского масонства пастырским письмом архиепископов и епископов Бельгии в декабре 1837 года стало одним из первых проявлений «идеологической» враждебности, которая достигла наивысшей точки во времена Третьей Республики во Франции.

Комментарии:

[1] Кардинал Корсини был префектом Верховного трибунала апостольской сигнатуры, а с 1753 года и до своей смерти — секретарем Конгрегации инквизиции.

[2] Чарльз Саквилл, герцог Дорсетский (1711–1769), граф Миддлсекс с 1720 по 1765 год, член Палаты общин, тогдашний пэр Англии. Во время своего путешествия в Европу он присоединился к ложе во Флоренции в 1733 году, был уважаем и оставался там до 1738 года. Он был известен своей любовью к крикету.

[3] Ф.Т. Ферренс, 1885.

[4] Фон Стош родился в 1691 году в Бранденбурге. В 1709 году он поселился в Италии. В Риме он стал торговцем предметами искусства и старины, собирая старинные драгоценности, книги и рукописи. Свои увлечения он финансировал нетрадиционными способами, включая слежку за якобитским двором в Риме для британского правительства сэра Роберта Уолпола. Затем он поселился во Флоренции, получая пенсию от британцев, пока не умер в 1757 году. Фон Стош был основателем масонской ложи во Флоренции в 1733 году, которая стала проблемой для Рима, решение которой привело к запрету католиков становиться масонами. Первый папский запрет масонства, изданный флорентийским Папой Климентом XII, не был основан на каких-либо идеологических возражениях против масонства, как это часто предполагается.

[5] Кокки, врач, естествоиспытатель, вел рукописный дневник с 1720 по 1758 год.

[6] Франсуа (1708-1765), герцог Лотарингии, в то время великий герцог Тосканы и император Священной Римской Империи, прожил во Флоренции только три месяца 1739 года.

[7] Франсуа будет избран императором Священной Римской империи 13 сентября 1745 года во Франкфурте-на-Майне и коронован 4 октября. Таким образом, Мария-Тереза ​​не являлась императрицей по титулу, но фактически управляла Империей и своими наследственными территориями.

[8] Управляемый буквально. Рука Папы Климента, слепого и, возможно, обезумевшего, была помещена на бумагу, на которой он должен был поставить свою подпись.

[9] Конституции Андерсона не говорят о Тайне, но о том, что не может быть раскрыто «незнакомцу, не являющемуся масоном» (Статья VI Поведения, пункт 4., стр. 55).

Дополнительная ссылка:

Хосе Феррер Бенимели «Масонство и католическая церковь. Политические мотивы первых папских осуждений». Издательство «Восемнадцатый век», 1987 год, №19: С. 7-19 (часть тематического выпуска «Масонство»)

Оригинал статьи: https://www.hiram.be/la-premiere-condamnation-pontificale-de-la-franc-maconnerie

Переведено с французского Кириллом Б.