Главная страница »

Почему Освальд Вирт выбрал Великую Ложу Франции?

Вашему вниманию предлагается биография Освальда Вирта, чей 161-летний юбилей отмечается сегодня континентальным масонством совершенно различных послушаний. Перевод статьи из масонского блога Жана-Лорана Тюрбе от 28 мая 2021 года. Мнение автора может не совпадать с мнением Братьев Ложи.

Освальд Вирт

Почему Освальд Вирт выбрал Великую Ложу Франции?
Освальд Вирт

Почему Освальд Вирт (родился 5 августа 1860 года в Бриеце, Швейцария – скончался 9 марта 1943 года в Мутерр-сюр-Блурд, Франция) выбрал Великую Ложу Франции? Или точнее – почему он выбрал шотландское масонство, а еще точнее – почему он выбрал Великую Символическую Шотландскую Ложу?

Но кто такой Освальд Вирт? Он родился в Швейцарии во французской семье. Хотя он родился в типичной швейцарской горной деревне, Вирт имеет французское, а точнее эльзасское происхождение. Отец Освальда (Жозеф Поль Эдуар) – был сражавшимся республиканцем. В 1848 году он принял активное участие в неудачной попытке создать «социальную республику», о которой мечтали Барбес и Бланки.

Как было принято в то время, молодой Освальд получил образование и обучение в религиозных учреждениях, сначала среди протестантов, в муниципальной школе, а затем у бенедиктинцев в католическом колледже, и все это было дополнено замечательным швейцарским гражданским образованием.

Молодой Вирт проявил довольно недисциплинированный характер, но был очень любопытным, очень активным и имел живое воображение. Его очень тянуло ко всему, что было связано с философией, историей, языками, религией. Он также демонстрирует замечательные способности к рисованию, если не сказать определенный дар, благодаря своему отцу, который был рисовальщиком и с которым он проработал некоторое время.

В 19 лет семья нашла ему место в Англии, он работал бухгалтером в Лондоне. Основными воскресными развлечения для него в первую очередь состояли из внимательного слушания проповедников Армии Спасения.

Находясь в постоянных поисках всего, что было связано с оккультными науками, он наткнулся на масонские книги Дж. П. Мазароза, мастера-плотника по профессии, очень плодовитого автора того времени в социалистически-деистском жанре. Все эти произведения были написаны в жанре «масонизма», как выразился Вирт позже. Наибольшее влияние на формирование мысли Вирта оказали «Масонский социализм», «Масонство», «Семь масонских светочей», а также «Магнетическая наука».

Эти чтения глубоко повлияли на его дух. Вирт был увлечен всем, что связано с оккультизмом, герметизмом, алхимией и астрологией. У него возник аппетит к чудесам. Это были захватывающие времена, поскольку никогда еще влияние оккультных сил не было таким сильным, несмотря на научно-технический прогресс. Иррациональное было королем.

Многие оккультисты также являлись провидцами, магнетизаторами, целителями. Вирт им станет! Они производили фурор в литературных и философских кругах. У них были такие постыдные друзья, как Морис Баррес.

Освальд Вирт приехал в Париж: он буквально пожирал все, что публиковалось или было опубликовано об оккультизме, посещал все конференции, движимый огромным любопытством ума, своим желанием достичь мастерства в этих областях. В двадцать лет пришло время службы в армии. После непродолжительного пребывания в Бриане он оказался в Шалон-сюр-Марн, где в понедельник 13 ноября 1882 года он был включен в состав 106-го пехотного полка. Именно в этом городе он стал масоном во время службы в армии.

Принятый вольный каменщик Великого Востока Франции (1884 — 1889)

Он был принят Учеником-масоном в субботу 26 января 1884 года. Он стал Подмастерьем 21 февраля 1885 года и Мастером четыре месяца спустя, 27 июня 1885 года. С небольшим удивлением и большой радостью он узнал на Колоннах одного из офицеров своего полка …

Слушание обсуждений во время Работ позволило ему, благодаря его острой проницательности, оценить большинство братьев, и он обратил внимание на одного из них, который его особенно заинтересовал: это был старый масон, бывший повар, самоучка, на три четверти потомственный колдун, увлеченный оккультизмом. Они становятся друзьями. Вирт учится у него многому, тому, о чем он никогда раньше не подозревал!

Следует признать, что в вопросах примитивного оккультизма и прикладного колдовства провинция того времени была непревзойденной. Освальд Вирт затем «официально» становится магнетизером и целителем. Это стало его профессией на долгие годы.

На выборах того же года он был удостоен должности на плато Секретаря, одного из самых обогащающих опытом для молодого каменщика…

В 1885 году Великий Восток Франции спросил у своих Лож, какие реформы следует провести в ритуалах (то есть упростить и модернизировать их): Вирт поддержал старые ритуалы.

Отчет «Bienfaisance Chalonnaise» («Шалонская Благотворительность»), написанный Виртом, направляется в Париж. Он имел явную направленность на поддержание древних ритуалов. Это убеждение Вирт, состоявший в Братстве всего два года, приобрел благодаря своей проницательности и интуиции. Вирт уже обрел собственное видение сущности и роли Масонства. Он никогда не отклонялся от него и этот выбор углублялся в течение его шестидесяти лет масонского послушания.

По истечении срока военной службы Вирт вернулся в Париж.

Каббалистический Орден Розы-Креста

Почему Освальд Вирт выбрал Великую Ложу Франции?
Станислас де Гуайта

Здесь произошла «встреча его жизни»: по рекомендации одного из друзей, восхвалявшего таланты Вирта как целителя и магнетизера, Станислас де Гуайта (1861–1897) приглашает Освальда Вирта к себе домой.

В пятницу, 31 марта 1886 года (Страстную Пятницу) в 19:00 Освальд Вирт посетил дом Станисласа де Гуайты на рю Пигаль, 24. Гуайте тогда было всего 24 года! — одному из великих эзотериков Парижа. Освальд Вирт позже скажет, что был обязан всем Станисласу де Гуайте, который был его Учителем.

Освальд Вирт написал в предисловии к «Таро средневековых рисовальщиков»: «(…) вступление в отношения со Станиславом де Гуайта стало для меня главным событием. Он сделал меня своим другом, секретарем и сотрудником. Его библиотека была в моем распоряжении, и, благодаря его речам, я получил в нем учителя Каббалы, высокой метафизики, а также французского языка. Гуайта взял на себя труд сформировать мой стиль, буквально отесать меня (…) Я ему обязан умением писать внятно».

Почему Освальд Вирт выбрал Великую Ложу Франции?
Диплом доктора Каббалы Освальда Вирта, подписанный Ф.Ш. Барле, Станисласом де Гуайта и Папюсом. Что за трио!

Де Гуайта создал в 1888 году каббалистический Орден Розы-Креста. Очевидно, Освальд Вирт был очень активным членом Ордена. Он даже являлся его главным секретарем, так же, как и личным секретарем Станислава де Гуайта. Де Гуайта умер при невыясненных обстоятельствах в возрасте 36 лет в 1897 году. Для Освальда Вирта Станислас де Гуайта навсегда останется его учителем. Ф. Ш. Барле (Альбер Фошо) сменил его на посту президента Ордена, прежде чем его быстро заменил Папюс (1865–1916, настоящее имя — доктор Жерар Энкосс). Освальд Вирт также был членом Ордена Мартинистов, созданного Папюсом в 1891 году.

Шотландский вольный каменщик: Великая Символическая Шотландская Ложа и Великая Ложа Франции (1889-1943).

Заведя знакомство со Станисласом де Гуайта и создав Каббалистический Орден Розы-Креста, Освальд Вирт сменил послушание и покинул Великий Восток Франции, который упростил ритуалы, полностью ушел от символизма, инициации и еще дальше от эзотерики. Он не занимался ничем, кроме политики.

Вирт аффилировался в Ложу ВВФ «Les Philanthropes Reunis» («Объединенные Филантропы»), но это ему подходило не больше, чем его первоначальная ложа в Шалон-сюр-Марн. Он посетил несколько Лож, принадлежавших Великой Символической Шотландской Ложе (масонское послушание, которое больше не существует, но существовало с 1880 по 1896 год).

Почему Освальд Вирт выбрал Великую Ложу Франции?
Штандарт Великой Символической Шотландской Ложи.

После нескольких попыток работать в Ложе «Объединенные Филантропы» Освальд Вирт приезжает в качестве посетителя в Ложу №5, чье отличительное название, вытекавшее из предыдущего слияния двух Лож, было «Работа и Истинные Верные Друзья». Она собиралась каждый второй и четвертый вторник месяца в восемь часов вечера по адресу рю Пайенн, 5, в 3-м округе Парижа. Его первое посещение состоялось во вторник, 22 мая 1888 года, и он регулярно возвращался в качестве гостя 26 июня, 24 июля, 23 октября, 27 ноября и так далее, пока его официальная принадлежность к Ложе не была отмечена 26 марта 1889 года.

Таким образом Освальд Вирт присоединилась к Великой Ложе Франции (созданной указом Верховного Совета Франции от 7 ноября 1894 года) в 1896 году. Освальд Вирт больше не покидал Великую Ложу Франции, где получил обязанности.

Он исполнял известную ему работу. У него была возможность реализовать свои идеи, сделать их плодотворными. Они, безусловно, широко разделяются братьями из ВЛФ сегодня.

Он создал ревю «Le Symbolisme» («Символизм») в 1912 году. Он стал одним из тех, кто будет работал над реформированием ритуалов ВЛФ в 1921 году по просьбе Великого Мастера Бернара Веллхоффа. Также в 1921 году он создал и переписал ритуалы Лож Совершенства по просьбе Великого Командора Рене Раймона. Он был кооптирован в качестве активного члена Верховного совета Франции в 1927 году одновременно с Альбертом Лантуаном.

Но вопрос, заданный в начале статьи, остается в силе. Почему он выбрал Великую Ложу Франции? Освальд Вирт присоединился к Ложе «Работа и Истинные Верные Друзья» ВСШЛ в 1889 году. Почему?

Вспомним, что такое ВСШЛ. Это послушание, произошедшее из Великой Центральной Ложи Верховного Совета Франции, провозглашенной в Префектуре 12 февраля 1880 года. Напомним, что Адольф Кремьё, Великий Командор ВСФ, умер в январе 1880 года.

ВСШЛ работал по Древнему и Принятому Шотландскому Обряду, но без опеки со стороны дополнительных степеней, без Библии (начиная с 1829 года в ВСФ, она была возвращена лишь в 1954 года в ВЛФ), без инвокаций к В∴А∴В∴, послушание придерживалось более левых взглядов чем ВВФ.

Давайте вспомним, что во время Парижской Коммуны (1871 год) масоны, входившие в ВЦЛ ВСФ (шотландские масоны), были чрезвычайно многочисленны, и что ВВФ решительно осудил беспорядки коммунаров. Самые пылкие и радикальные шотландские масоны (Жюль Валле, Гюстав ле Франсэ, Эли Мэ, Эмиль Юд, доктор Гупиль и десятки других…) выжили, но стали изгнанниками.

Однако первый закон об амнистии (частичной) коммунаров был принят 3 марта 1879 года. Окончательная амнистия произошла по закону от 10 июля 1880 года. Шотландские масоны-коммунары в изгнании вернулись и массово вошли в ложи ВСШЛ. Это придало послушанию очень левую тональность, даже крайне левую по сравнению с ВВФ, близкому к радикалам (мы помним посвящение Жюля Ферри в 1875 году в «La Clémente Amitié» («Сострадательная Дружба») ВВФ).

Так что может показаться парадоксальным, что Вирт покидает Ложу ВВФ, чтобы перейти в ультралевое послушание и Ложу, состоявшую из бывших коммунаров и крайне левых!

Не стоит заблуждаться, бывшие коммунары были многочисленны в Ложе Вирта. Они были и в Великой Ложе Франции (например, Эли Мэ), как и в Верховном Совете Франции.

Но следует понимать, что Братья ВСШЛ, как и Братья ВЛФ впоследствии, являются прежде всего либертарианцами, но необязательно анархистами. Их больше интересовали социальные и общественные вопросы, чем политические, как в ВВФ. И хотя подавляющее большинство из них были левыми или даже ультралевыми, они, тем не менее, по большей части были спиритуалистами. ВВФ было радикальным послушанием, антирелигиозным, но также и антидуховным. Младенца выбросили из ванны вместе с водой.

При этом либертарианский фланг ВЛФ был терпим по отношению к идеологическим меньшинствам. А Вирт — без сомнения – был в меньшинстве в ВСШЛ, а затем в ВЛФ, но это не помешало ему развивать свои тезисы о Традиции, эзотерике и символизме. Многие шотландские братья стали их придерживаться, и их становилось все больше и больше!

Например, в то же время в ВВФ были попросту исключены те, кто не следовал «линии партии». Когда Жюль Дуанель создал гностическую церковь, он был исключен, когда Эдуард де Рибокур хотел вернуть Исправленный Шотландский Обряд с Библией, он был исключен и т.д.

Но в ВСШЛ и ВЛФ не было ничего подобного. Меньшинства не только приветствовались, но и могли развивать свои идеи. Вот почему Освальд Вирт, Альберт Лантуан, Рене Генон, Плантагенет, Жюль Буше, Жорж Марти, все обновленцы символизма в Масонстве, все последователи Традиции, все те, чьи книги мы читаем с энтузиазмом, были шотландскими масонами из ВСШЛ и ВЛФ. Потому что, повторяю, Свобода главенствует в Великой Ложе Франции.

Чтобы не вдаваться в современные аспекты, которые не являются предметом этой статьи, и чтобы живые поныне Великие Мастера не могли быть процитированы, я имею в виду «шотландский век», от ВСШЛ до ВЛФ, я говорю о периоде 1880-1980 годов. Чрезвычайно вовлеченное шотландское масонство было часто социалистическим, левым или даже крайне левым, с крайне увлеченными символизмом и ритуалистикой Братьями, которые часто были одними и теми же людьми.

Социалисты-основатели пацифистской ложи «Жан Жорес» в 1917 году, исключенные из ВВФ, были встречены в ВЛФ. Альберт Лантуан же, опубликовавший в 1937 году «Письмо к Верховному Понтифику», призывающий к примирению с католической Церковью (вопреки мнению большинства братьев ВЛФ), и близко не был исключен.

Почему Освальд Вирт выбрал Великую Ложу Франции?
Эмблема Великой Ложи Франции

Именно этот дух свободы и терпимости царит в Великой Ложе Франции. Я собирался сказать, что это настоящий Дух. Другие «меньшинства» со временем были хорошо интегрированы в ВЛФ. Католики, например, стали приветствоваться. Даже некоторое количество Братьев, бывших в молодости крайне правыми, смогли быть принятыми в ВЛФ GLDF и пройти путь самосовершенствования и улучшения. В свое время они не могли быть приняты в ВВФ. Призванием ВЛФ было — больше, чем где бы то ни было — объединять разрозненное.

В основе Великой Ложи Франции лежит союз Братьев, чрезвычайно вовлеченных в светскую жизнь (снаружи), и братьев, озабоченных символикой Ритуалов, Посвящения (внутри). Символическими фигурами этого союза, конечно же, являются Освальд Вирт и Альберт Лантуан.

Освальд Вирт сделал правильный выбор. Он остался верным Древнему и Принятому Шотландскому Уставу и Великой Ложе Франции до конца и не оставил их. Он умер в 1943, а Лантуан — в 1949 году. Но их память жива до сих пор. Читайте и перечитывайте работы Вирта и Лантуана.

Подобно им, давайте сохраним идею Свободы в первую очередь. Да, Свобода — превыше всего. Потому что именно поэтому Вирт, как и многие другие, пришел в Великую Ложу Франции.

Основные работы Освальда Вирта:

  • «Масонство в понятном изложении для его адептов, его философия, его цель, его метод, его средства» в 3 томах:
    • Том 1 «Книга Ученика: инструкция для использования Братьями в 1 степени», 1893.
    • Том 2 «Книга Подмастерья: инструкция для использования Братьями во 2 степени», 1912.
    • Том 3 «Книга Мастера: инструкция для использования Братьями в 3 степени», 1922.
  • «Таро средневековых рисовальщиков», 1927.
  • «Герметический символизм и его связь с алхимией и масонством», 1910.
  •  «Астрологический символизм: планеты, знаки зодиака, дома гороскопа, аспекты, неподвижные звезды», 1938.
  • «Тайны королевского искусства — Ритуал адепта», 1932.
  • «Возложение рук и философы медицины», 1985.
  • «Книга Тота, включающая 22 аркана Таро», 1889.
  • «Идеал посвящения», 1923.
  • «Кто регулярен? Чистое масонство под управлением Великих Лож, открытых в 1717 году», 1938.
  • «Станислас де Гуайта — Освальд Вирт. Пережитый оккультизм: воспоминания его секретаря», 1935.

Источник: https://www.jlturbet.net/2021/04/pourquoi-oswald-wirth-choisit-il-la-grande-loge-de-france.html?fbclid=IwAR2o-Rc8c_WvW_t-R2ujNZCAbAbEKyHMehILYWAf6yY4d_q6fhYbM2EQJVI

Перевод с французского Брата Кирилла Б.