Главная страница »

Молчание как работа Ученика

Зодческая Работа Брата Константина Г.

Молчание — премудрости начало. В молчании и Слово зазвучало.

(Афоризм Пифагора)

Зачем ученику молчать?

Главная и основная задача ученика – учиться. Этот увлекательный и порой нелёгкий процесс начинается с того, что ученик внимательно слушает и слышит своего учителя – внимает знаниям. Для того, чтобы учиться быстро и качественно, ученику просто необходимо открыть свой ум для новой информации, сосредоточиться на знаниях, которые подаются ему другим, более осведомлённым и опытным человеком.

Процесс обучения зачастую начинается с того, что ученик осваивает и узнаёт то, что знает и умеет учитель, а также учитель учителя. Другими словами, он принимает знания и опыт тех, кто уже попробовал, исследовал, систематизировал и изложил весь материал таким образом, чтобы неподготовленному ученику оставалось только принимать этот материал. Впоследствии на этой базе он делает свои собственные исследования и открытия для дальнейшего более глубокого изучения.

Практика молчания – самый важный элемент обучения. Это касается любой отрасли, любого направления и любого раздела науки, религии или профессии. В Масонстве я вижу в качестве основной и главной задачи работу над своей собственной нравственностью, а поскольку это особый вид деятельности, этому тоже необходимо особо внимательно и тщательно учиться.

Молчание – древний и мощный инструмент обучения. Так в Пифагорейской школе много лет назад, молчание было обычной практикой для начинающих учеников. Те, кто хотел учиться в этой школе, проходил трехлетний испытательный срок. Молчание считалось необходимым навыком для серьезных людей.

Как работает и на что влияет молчание, а также в чём оно помогает ученику учиться? На этот вопрос есть простой ответ – это основа или база обучения. Рассмотрим эту работу, а «молчание» — это именно работа (!!!), немного внимательнее и глубже, чтобы понять какая же в нём ценность для Ученика. Молчание помогает ученику во многих аспектах процесса обучения:

  • Очистить свой разум от привычного внутреннего диалога;
  • Освободиться от внутреннего построения мыслей в форме выражения слов для того, чтобы делиться своей внутренней информацией с окружающими;
  • Выстроить свой вектор внимания на то, чтобы максимально впитывать и воспринимать поступающую информацию;
  • Способствует сосредоточению на материале, словах и тонкостях происходящего;
  • Помогает качественно и без излишнего «шума в голове» воспринимать и развивать само восприятие событий, ощущений, своих и чужих мыслей;
  • Вырабатывает полезный навык наблюдения и анализа, происходящего вокруг и, прежде всего, внутри себя;
  • По-настоящему слушать и слышать других людей. Этот навык на столько полезен, что его важное значение трудно переоценить для любого человека;
  • Дисциплинирует не только в своих словах и выражениях, но даже в своих собственных мыслях;
  • Молчание сохраняет энергию внутри человека и направляет мыслительный процесс на освоение новой информации;
  • Тренирует чёткость восприятия. Это относится не только к информации, которая поступает в виде знаний;
  • Тренирует осознанность и одновременную открытость всему новому.

Всё это помогает максимально синхронизировать себя на своём пути – пути развития, нравственности и чистоты.

Как известно, самая тяжелая и трудная работа — это работа над самим собой, особенно над своими мыслями. Молчание неспроста используется во всех образовательных процессах с древних времён, как один из самых сильных инструментов научения. А поскольку у нас есть такой универсальный и зарекомендованный не одним тысячелетием инструмент, им просто необходимо пользоваться как можно усерднее. Особенно это относится к нам, тем, кто работает над собой и развивает свою нравственность.

Каждый ученик рано или поздно обретёт достаточно знаний и опыта, которыми сможет начать делиться с другими. Пока этот момент не наступил лучшее, что можно делать – не тратить время на разговоры и привычные состояния, а учиться и впитывать информацию, знания и ритуалы по максимуму, всем своим сердцем и душой. В этом нас заботливо поддерживают старшие Братья, которые смотрят на нас с надеждой, что из Учеников в скором времени получатся достойные учителя.

В заключении хочу сказать следующее: трудно не учиться, гораздо труднее переучиваться. Для того, чтобы не делать труд, который во сто крат сложнее. Лучше сразу учиться правильно. В этом нам помогает практика правильного обучения – молчание.

Каждый из нас наверняка слышал крылатое выражение: «Молчание – золото». И теперь я очень надеюсь, что это простое выражение заиграло в вашем сознании еще более яркими красками и обрело чуть более глубокий смысл, а ответ на вопрос: «Зачем ученику молчать?» стал яснее и понятнее.

Молчанье — щит от многих бед, а болтовня всегда во вред.

Язык у человека мал, но сколько жизней он сломал.

Омар Хайям

Я сказал.